Начнём с того, что ты переехал в стрёмный старый дом….
А там сидит команда Хохлов Сабатовский и ждёт, когда ты предложишь вызвать пиковую даму, чтобы заснять крутейший сюжетец.
Погнали расскажем тебе о самых главных моментах при съёмке хоррора! В конце тебя ждёт как всегда крутая подборка, где вдохновляться.
Создание сценария и понимание жанра
Чтобы создать запоминающийся фильм ужасов, ещё перед началом предпродакшна садись и основательно изучай жанр. Посмотри не несколько классических фильмов и парочку «своего времени». Так ты увидишь как хорроры менялись на протяжении эпохи кино и как менялась работа со страхами аудитории.
Обрати внимание, что внутри жанра есть множество поджанров: слэшеры, найденная плёнка, фильмы о паранормальном, зомби, вампирах, ужастики-боевики и так далее.
В каждом жанре работают разные механизмы, но комбинировать и смешивать — это хорошо.
При создании сценария тщательно подходи к раскадровке. Плохой монтаж убьёт любую интригу, поэтому старайся расписать и нарисовать буквально всё, что приходит к тебе в голову. Затем отсними тестовые кадры, чтобы понять работает ли та или иная сцена.
Не стесняйся смешивать жанры и создай что-то своё
Если ты хорош в других жанрах и хоррор даётся тяжело, не беда — просто смешай жанры.
Например:
- Комедия + ужастик — «Зловещие мертвецы»
- Боевик + ужастик — «Поезд в Пусан»
- Фантастика + ужастик — «Муха»
- Адвенчура + ужастик — «Анаконда»
Самый удивительный пример того, как разные жанры могут объединиться, чтобы создать что-то ужасающее, — это кроссовер космической фантастики и фильма ужасов «Чужой», снятый Ридли Скоттом.
Создание напряжения и неопределенности
Конечная цель на каждом этапе производства — создать напряжение и интригу. Напряжение в фильме ужасов создается и персонажами, и сюжетной линией, как например в «Молчании ягнят».
Для монтажера важно сделать выбор, когда и где будут использоваться кадры. Многие режиссеры работают напрямую с монтажерами и собирают фильмы воедино. Но хороший монтажер должен сам хорошо разбираться в том, как разные приёмы создают напряжение и неопределенность.
В поисках правильного ритма
Неизвестность вызывает чувство страха, но его необходимо искусно дозировать. Чтобы держать аудиторию в напряжении и полностью вовлекать её в происходящее, необходимо выдерживать определённый темп.
При этом темп — это не просто количество склеек в секунду. Ты можешь отснять длинные отрезки невербальных сцен, которые передадут скорость повествования психологически. Придай темп фильму через образы, через скорость физических действий, через комбинацию резких движений и музыки.
Звук, звук, звук!
Саундтрек и звуковой дизайн решают настроение зрителя. Посмотрите «Тихое Место», там саунд-дизайн может определяет темп фильма — хорошо дёргает нервишки.
В фильме почти нет диалогов, но при этом звуки раскрывают историю по максимуму.
Постпродакшн и визуальные эффекты
Современный пост-продакшн и отрисовка уже давно закрепились за хоррорами. Не надо думаю что пара нарисованных монстров сделает фильм страшнее.
Но добавление тумана, занижение экспозиции, горящие глаза или эффект каплей крови на линзе — это старые и добрые методы, чтобы немножечко припугнуть.
Что смотреть и где вдохновляться?
- Первые две минуты фильма «Заклятие». Смотрим на титры и вступление сюжета.
- Любой фильм с Борисом Карлоффом, «Психо», «Ребёнок Розмари» 1968 года, «У холмов есть глаза», «Кошмар на улице Вязов», «Крик», «Звонок», «Ведьма из Блэр», «Пила» и другие — изучи жанр перед началом съёмок. Выпиши для себя, какие момент тебя пугают в моменте, на протяжении всего фильма и после просмотра.