Прогноз по потерям России от введения Европейским союзом углеродного налога скорректирован. К сожалению, не в нашу пользу. Убытки наших экспортёров до 2030 года вырастут с 3-4,8 миллиарда евро до 3,5-6,3 миллиарда. И эта цифра не является окончательной: под "экологический" сбор могут попасть продукция химической промышленности и нефтепереработки. Цель Евросоюза ясна – нанести удар по китайской и русской экономике и заставить их нести крупные убытки.
#россия #политика #экономика #геополитика #европа
BCG ("Бостон консалтинг групп") изменила прогноз по поводу финансовых потерь России от нового трансграничного углеродного налога, который собирается ввести Европейский союз. До конца десятилетия наша страна рискует потерять из-за нововведений Брюсселя от 3,5 до 6,3 миллиарда евро. Усреднённый прогноз – 4,9 миллиарда евро. В 2020 году эксперты оценивали потери существенно ниже – от 3 до 4,8 миллиарда.
В проект еврочиновников по трансграничному углеродному регулированию пока не включены химическая продукция и товары нефтеперерабатывающей промышленности, но и их в ближайшее время могут обложить "экологическим" сбором. На сегодняшний день консалтинговое агентство оценивает убытки русского национального хозяйства следующим образом: к 2030 году по электроэнергии наши экспортёры потеряют 374 миллиона евро, по удобрениям – 1,685 миллиарда, алюминию – 728 миллионов, чёрным металлам – целых 3,544 миллиарда евро. Если рука европейских "зелёных" дотянется до химпрома и нефтепродуктов, убытки по этим статьям составят 1,385 и 3,696 миллиарда соответственно.
Налоговый проект Европейская комиссия представила в июле этого года. Согласно ему, поставщики цемента, сельскохозяйственных удобрений, чёрных металлов, электроэнергии, алюминия и прочих "неэкологичных" товаров, а точнее – импортирующие компании по договорённости с поставщиками будут вынуждены покупать специальный сертификат. В то же время при уплате углеродного сбора в национальный бюджет размер взимаемого ЕС налога будет уменьшен на соответствующую сумму. Это вынудит Россию вводить экосбор у себя, поскольку такого механизма пока в нашем налоговом законодательстве нет.
Бостонские аналитики разработали рекомендации для правительства России. По мнению специалистов BCG, следует ввести углеродный сбор в национальный свод законов, внедрить систему наблюдения за выбросами, которая будет признаваться компетентными органами Евросоюза, всячески способствовать сокращению выбросов CO2 в атмосферу, поощрять к этому производителей и, конечно же, заниматься диверсификацией экспорта.
Что с того?
Активное проталкивание европейской бюрократией углеродного сбора призвано служить экономическому сдерживанию Китая, России и других "неудобных" для ЕС игроков на международной арене. Эффект для экологии от этой меры весьма неопределённый, а вот убытки, которые понесут китайские, русские, турецкие производители, – огромны. Безусловно, чтобы терять меньше, нужно пытаться подстраиваться под новую конъюнктуру, однако эксперты BCG правы как минимум в том, что Россия должна проводить диверсификацию. Во-первых, изменять географию поставок (углеродный налог как нельзя кстати мотивирует отечественных поставщиков обратить свой взор на быстрорастущий азиатский рынок). Во-вторых, постепенно менять товарную структуру экспорта в Европейский союз, делать её более технологичной и инновационной. А для этого не обойтись без крупных инвестиций в реальный сектор экономики, что, собственно, и отстаивает государственнический блок экономических управленцев в правительстве Мишустина – первый вице-премьер Андрей Белоусов и вице-премьер Юрий Борисов.