В детстве я жила в небольшом уютном городке в Приморском крае. Как и в любом другом городе, там встречались люди с особенностями развития. В моей дошкольной группе детского сада была странная и безобидная Миля Вальнер. Над ней смеялись мальчишки и норовили в сончас, из собственного любопытства и Милькиной беззащитности, залезть к ней в трусы.
А как раз напротив школы жил Большой Коля. Коля был дауном. Теперь бы с ним с детства занимались и, наверняка, обязательно социализировали.
А тогда Коля в любую погоду, даже зимой, выходил из дома в резиновых калошах на босу ногу, и подолгу стоял на обочине дороги. Без его внимательного взгляда не проходил ни один мало-мальский праздник, который принято было отмечать в школьном дворе. Так что первое сентября, последний звонок и построение в колонну на демонстрацию было освящено Колиной рукой с поднятым на тонкой деревянной палочке, детским красным флажком.
Иногда Коля кидался камнями в обидевших его мальчишек. Откровенно говоря, я боялась Колю, и завидев его неуклюжую фигуру, обходила стороной.
Навсегда запомнила слова моей бабушки, которые она мне сказала однажды, увидев, как мой взгляд застыл на проходившем мимо странном на вид человеке: «Никогда не смейся над такими людьми, если не хочешь, чтобы в твоем роду случилось подобное». Я не смеялась, и даже не собиралась. Я скорее испугалась. Так из рода в род передавался глубинный страх.
Этот страх останавливал не только от плохих поступков, но и любого приятия и взаимодействия.
Тогда я и подумать не могла, что через три десятка лет приду в профессию, которая связана с коррекционной педагогикой.
Уже в первые годы работы на примере одной девочки, которая посещала наш детский сад-школу для детей с проблемами зрения я поняла, что отношение к особым детям целиком зависит от отношения взрослых.
Аня поступила в подготовительную группу в середине года. Девочка была слабовидящей и отставала в развитии. Воспитательница-стажистка была на хорошем счету и пользовалась уважением у родителей. Но Аню не приняла. Что с ней делать не знала и дистанцировались. Дети, чуткие от природы, считывали такое отношение взрослого, и Аня чувствовала себя глубоко несчастной.
Но в первом классе ей невероятно повезло. Учительница, моя бывшая сокурсница, всем сердцем приняла девочку. Поэтому ее принимали одноклассники: с ней играли, помогали ей в учебе. Проблема с отставанием в развитии не ушла, но девочка определенно была счастлива. Разве не это главное?
Как говорить ребенку про особых детей
Мы всегда боимся того, что не понимаем. Чтобы избавиться от страха, нужно попытаться понять как вести себя, если на детской площадке, в группе появился ребенок с особыми потребностями.
Любые наши беседы не будут восприниматься, если мы, взрослые, относимся нетерпимо к таким детям.
Если мы показываем ребенку эмоции сопереживания к другим людям, мы воспитываем эмпатию.
Сочувствие и сопереживание воспитывается в семье через отношение к близким, пожилым родственникам, животным.
Нередко дети задают вопросы: «А почему этот мальчик не говорит?», «А почему эта девочка так странно ходит?», «Почему он сидит в коляске?» и тому подобные.
Не стесняйтесь прямо отвечать на подобные вопросы. Например, «Такое бывает. Когда дети рождаются, то не умеют ходить. Со временем они учатся ходить. Но этот мальчик не здоров. Он пока не ходит. Но ты можешь с ним познакомиться и поиграть в мяч».
С четырех-пяти лет у детей происходит постепенное становление нравственных качеств. С этого возраста можно говорить с ребенком на нравственные темы: «Как ты думаешь, почему та девочка грустит? А как можно ее успокоить?», «Как бы ты поступил, если бы увидел на детской площадке мальчика, который не умеет разговаривать?»
С шести-семи лет детям доступны литературные произведения, на основе которых можно воспитывать этические нормы. Помните мальчика, который не мог ходить из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? После чтения сказки можно спросить: «Как бы ты поступил, если бы встретил такого мальчика?».
Можно использовать современные терапевтические сказки. Они помогают просто объяснять детям сложные вопросы.
Надеюсь, что эта статья была полезной.