Плакаты, когда и как они появились? В России период зарождения и стремительного развития прикладной печати относится к последней четверти XIX — началу XX веков. Это время значительных изменений в экономической, социальной и культурной сферах. В отличие от распространённой ранее афиши, в которой преобладала текстовая часть, более демократичный постер образно воздействовал на широкую аудиторию вне сословных и образовательных ограничений.
Ранний русский рекламный плакат печатался в литографских мастерских наряду с другими полиграфическими произведениями, адресованными невзыскательной публике, — лубочными изданиями, упаковкой и этикетками. Авторы большинства плакатов неизвестны, их имена не указывались на листах, предназначенных для одноразового показа.
Любопытно рассматривать дошедшие до нас отечественные плакаты, ведь они позволяют представить весь ассортимент рекламируемых товаров: от сельскохозяйственного оборудования, продуктов питания, парфюмерии, галантерейных и канцелярских товаров до предметов, предназначенных для досуга и спорта. Также интересно разглядывать рекламу увеселительных, спортивных и развлекательных мероприятий, включая благотворительные и социальные акции.
Плакат отзывался на всё новое, происходившее в России и мире. Первые кинопоказы и рост популярности кинематографа в стране привели к появлению особого направления — киноплаката. Реклама кино требовала от создателей новых форм и творческих решений и потому разительно отличалась от другой плакатной продукции. Многие фильмы этой эпохи до нас не дошли. Запечатлённые в статичных образах динамичные сцены и острые моменты сюжетных перипетий сделали плакаты интересным, часто единственным изобразительным источником, который донёс до нас информацию о раннем этапе отечественного и иностранного кино.
В 1880-е годы на российской ниве появились паноптикумы — предвестники развлекательного просветительства в современных музеях. Естественно, агитационная графика тут же откликнулась на модное веяние.
На таких выставках самым зрелищным был криминальный отдел — концентрация ужаса и насилия из повседневной жизни. Здесь демонстрировались орудия пыток, заспиртованные внутренности, анатомические модели частей тела, фотографии убийц и других преступников, их посмертные маски.
Но главные сборы приносил так называемый «человеческий зоопарк» — экспозиции и шоу, где живых людей выставляли, словно диковинных зверей. Омерзительная практика пришла из Европы и США — там подобные мероприятия проводились с начала XIX века.
Целые толпы импресарио колесили по разным городам, выискивая будущие «экспонаты»: детей и взрослых с необычной внешностью и особенностями развития, или малоизвестной национальности — азиатского, африканского, индейского, северного происхождения. Таких детей просто выкупали у родителей, как рабов, а взрослым обещали хороший заработок.
«Петербургский листок» от 4 ноября 1896 года (№ 3252) так рекламировал представления в паноптикуме Шульце-Беньковского — одного из старейших частных музеев в России (основан в 1856 году):
«…Очень живые картины в панораме и богато анатомическое отделение. На открытой сцене, помимо недурных чревовещателей г. г. Виль и Виктора, моментального художника Гранродэ, показывается феномен-мальчик с птичьей головой, шестнадцати лет отроду, родом венгерец: это крайне подвижный мальчик, очень разговорчив».
В 1897 году паноптикум Шульце-Беньковского организовал в Петербурге гастроли исполнителей полинезийских народных песен и танцев из Сомали — в формате всё того же «человеческого зоопарка».
Плакат «25 красавиц с другой страны света, с острова Самоа, 30000 верст от Европы, можно видеть в музее Шульце-Беньковского» анонсировал выступление двадцати пяти женщин и трёх мужчин «под аккомпанемент особых инструментов».
К 1917 году паноптикум как форма музейной организации — собрание редкостей и диковинных «существ» — прекратил своё существование.
Подробнее изучить всю коллекцию «Российский плакат» можно на нашем сайте НЭБ. Заходите почаще на портал. Приятного просмотра!