Найти тему
НЭБ

Плакатные красавицы

Плакаты, когда и как они появились? В России период зарождения и стремительного развития прикладной печати относится к последней четверти XIX — началу XX веков. Это время значительных изменений в экономической, социальной и культурной сферах. В отличие от распространённой ранее афиши, в которой преобладала текстовая часть, более демократичный постер образно воздействовал на широкую аудиторию вне сословных и образовательных ограничений.

Ранний русский рекламный плакат печатался в литографских мастерских наряду с другими полиграфическими произведениями, адресованными невзыскательной публике, — лубочными изданиями, упаковкой и этикетками. Авторы большинства плакатов неизвестны, их имена не указывались на листах, предназначенных для одноразового показа.

Плакат «25 красавиц с другой страны света»
Плакат «25 красавиц с другой страны света»

Любопытно рассматривать дошедшие до нас отечественные плакаты, ведь они позволяют представить весь ассортимент рекламируемых товаров: от сельскохозяйственного оборудования, продуктов питания, парфюмерии, галантерейных и канцелярских товаров до предметов, предназначенных для досуга и спорта. Также интересно разглядывать рекламу увеселительных, спортивных и развлекательных мероприятий, включая благотворительные и социальные акции.

Рекламные плакаты товаров
Рекламные плакаты товаров

Плакат отзывался на всё новое, происходившее в России и мире. Первые кинопоказы и рост популярности кинематографа в стране привели к появлению особого направления — киноплаката. Реклама кино требовала от создателей новых форм и творческих решений и потому разительно отличалась от другой плакатной продукции. Многие фильмы этой эпохи до нас не дошли. Запечатлённые в статичных образах динамичные сцены и острые моменты сюжетных перипетий сделали плакаты интересным, часто единственным изобразительным источником, который донёс до нас информацию о раннем этапе отечественного и иностранного кино.

Киноплакаты
Киноплакаты

В 1880-е годы на российской ниве появились паноптикумы — предвестники развлекательного просветительства в современных музеях. Естественно, агитационная графика тут же откликнулась на модное веяние.

На таких выставках самым зрелищным был криминальный отдел — концентрация ужаса и насилия из повседневной жизни. Здесь демонстрировались орудия пыток, заспиртованные внутренности, анатомические модели частей тела, фотографии убийц и других преступников, их посмертные маски.

1. Плакат «Единственный в России чревовещатель профессор Франсуа Роберт с его говорящими и поющими автоматами из папье-маше». 2. Плакат «Мыло "Нафт": нефтяное мягкое мыло»
1. Плакат «Единственный в России чревовещатель профессор Франсуа Роберт с его говорящими и поющими автоматами из папье-маше». 2. Плакат «Мыло "Нафт": нефтяное мягкое мыло»

Но главные сборы приносил так называемый «человеческий зоопарк» — экспозиции и шоу, где живых людей выставляли, словно диковинных зверей. Омерзительная практика пришла из Европы и США — там подобные мероприятия проводились с начала XIX века.

Целые толпы импресарио колесили по разным городам, выискивая будущие «экспонаты»: детей и взрослых с необычной внешностью и особенностями развития, или малоизвестной национальности — азиатского, африканского, индейского, северного происхождения. Таких детей просто выкупали у родителей, как рабов, а взрослым обещали хороший заработок.

1. Плакат «Заем свободы Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу». 2. Плакат «Вечер студентов кавказских горцев»
1. Плакат «Заем свободы Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу». 2. Плакат «Вечер студентов кавказских горцев»

«Петербургский листок» от 4 ноября 1896 года (№ 3252) так рекламировал представления в паноптикуме Шульце-Беньковского — одного из старейших частных музеев в России (основан в 1856 году):

«…Очень живые картины в панораме и богато анатомическое отделение. На открытой сцене, помимо недурных чревовещателей г. г. Виль и Виктора, моментального художника Гранродэ, показывается феномен-мальчик с птичьей головой, шестнадцати лет отроду, родом венгерец: это крайне подвижный мальчик, очень разговорчив».

В 1897 году паноптикум Шульце-Беньковского организовал в Петербурге гастроли исполнителей полинезийских народных песен и танцев из Сомали — в формате всё того же «человеческого зоопарка».

Фрагменты плаката «25 красавиц с другой страны света»
Фрагменты плаката «25 красавиц с другой страны света»

Плакат «25 красавиц с другой страны света, с острова Самоа, 30000 верст от Европы, можно видеть в музее Шульце-Беньковского» анонсировал выступление двадцати пяти женщин и трёх мужчин «под аккомпанемент особых инструментов».

К 1917 году паноптикум как форма музейной организации — собрание редкостей и диковинных «существ» — прекратил своё существование.

Подробнее изучить всю коллекцию «Российский плакат» можно на нашем сайте НЭБ. Заходите почаще на портал. Приятного просмотра!