Найти в Дзене
InScience

Исследование древней реставрации мумии из Нового царства Древнего Египта

Компьютерная томография безымянного мумифицированного взрослого из Египта, находящегося в настоящее время в музее Сиднейского университета, показала, что он был полностью заключен в глиняную оболочку, или панцирь, что демонстрирует погребальную обработку, ранее не задокументированную в археологические записях Египта. Панцирь был помещен между слоями льняной упаковки, поэтому его не было видно снаружи. Радиоуглеродное датирование образцов ткани указывает на временные рамки примерно 1370–1113 гг. до н.э. (вероятность 95,4%) с медиальной датой 1207 г. до н.э (указанная дата радиоуглеродного анализа скорректирована с использованием текущих методологий). Если сравнивать с техниками мумификации той эпохи, то можно предположить, что человек относится к концу 19 – началу 20 династий, то есть к более позднему концу диапазона приведенных дат. Мультиплексный анализ, включая μ-РФА и рамановскую спектроскопию, фрагментов панциря в области головы, показал, что они содержат три слоя, состоящих из тон

Компьютерная томография безымянного мумифицированного взрослого из Египта, находящегося в настоящее время в музее Сиднейского университета, показала, что он был полностью заключен в глиняную оболочку, или панцирь, что демонстрирует погребальную обработку, ранее не задокументированную в археологические записях Египта. Панцирь был помещен между слоями льняной упаковки, поэтому его не было видно снаружи. Радиоуглеродное датирование образцов ткани указывает на временные рамки примерно 1370–1113 гг. до н.э. (вероятность 95,4%) с медиальной датой 1207 г. до н.э (указанная дата радиоуглеродного анализа скорректирована с использованием текущих методологий). Если сравнивать с техниками мумификации той эпохи, то можно предположить, что человек относится к концу 19 – началу 20 династий, то есть к более позднему концу диапазона приведенных дат. Мультиплексный анализ, включая μ-РФА и рамановскую спектроскопию, фрагментов панциря в области головы, показал, что они содержат три слоя, состоящих из тонкого основного слоя грязи, покрытого белым пигментом на основе кальцита, и окрашенной в красный цвет поверхности смешанного состава. Неизвестно, была ли вся поверхность панциря окрашена в красный цвет. Панцирь был формой древнего сохранения, применяемой после посмертной деструкции тела, предназначенной для изменения конфигурации тела и обеспечения продолжения существования умершего в загробной жизни. Панцирь также можно интерпретировать как форму элитной имитации смоляных панцирей, найденных у тел правителей того периода.

Мумия была приобретена сэром Чарльзом Николсоном во время его поездки в Египет в 1856–1857 годах. О его приобретении мало что известно, как, к сожалению, случается со многими аретфактами, приобретенными в Египте европейскими и американскими коллекционерами в 19-м и начале 20-го веков. Мумия и саркофаг, в котором она покоилась, происходят из Западных Фивов и, вероятно, были куплены в Луксоре. В 1860 году они были подарены Сиднейскому университету Николсоном (рисунок 1).

Рисунок 1. Мумия и саркофаг из коллекции Николсона в музее Чау-Чак Винга, Сиднейский университет
Рисунок 1. Мумия и саркофаг из коллекции Николсона в музее Чау-Чак Винга, Сиднейский университет

Надпись на саркофаге указывает на то, что погребенное тело принадлежало женщине с высоким социальным положением по имени Меруах. Нивинский датировал саркофаг серединой-концом 21-й династии, около 1010–945 гг. до н.э. Последующие исследования относят его к периоду около 1000 г. до н.э., исходя из иконографии убранства саркофага.

Радиологические методы исследования

«Оболочка» была обнаружена в 1999 году во время сканирования методом компьютерной томографии (КТ), возглавляемое первым автором данной работы (Совада K.Н.). 21 декабря 1999 года профессор Аллан Спигельман (медицинский факультет Университета Нового Южного Уэльса, Сидней) извлек четыре части оболочки через небольшой разрез, сделанный на ткани с левой нижнебоковой стороны лица. На рабочей станции КТ эти части первоначально рассматривались как кость, но представшую отдельными неплотно расположенными фрагментами вокруг головы.

Рисунок 2. Фрагменты панциря a–d (фотографии К. Совада)
Рисунок 2. Фрагменты панциря a–d (фотографии К. Совада)
Рисунок 3. Фрагмент панциря. Увеличение 7,8x (микрофотографии Р. Олдфилда)
Рисунок 3. Фрагмент панциря. Увеличение 7,8x (микрофотографии Р. Олдфилда)

В декабре 2017 года было проведено повторное сканирование тела, что дало значительно улучшенные изображения. КТ сканирование выполнялось на «CT GE Lightspeed Revolution» (General Electric, Милуоки, США) и просматривалось на рабочей станции GE Advantage. Спиральные составляющие были использованы при 120 кВп с автоматической модуляцией дозы (в среднем 230 мА•с) с воссозданием модели, выполненной с интервалом 0,625 мм с использованием ядер Standard, Bone и Bone Plus, что дало матрицы 512 x 512 размером 0,9 x 0,9 мм на пиксель для воссоздания всеобщей картины и 0,23 мм для воссоздания образца с малым полем зрения в интересующих областях.

Использование рабочей станции GE Advantage Workstation обеспечило расширенные возможности трехмерного анализа и визуализации, которые были невозможны в 1999 году из-за ограничения вычислительной мощности, а также из-за сравнительно толстых срезов генерируемых данных. 3D-рабочие станции позволяют оператору определять границы плотности, создавая реконструкции объектов на основе виртуальных поверхностей и просматривая эти объекты под любым углом и в любом направлении. Кроме того, можно выполнять виртуальное вскрытие, при этом перекрывающиеся структуры относительно легко удаляются, что позволяет выявить внутренние особенности элементов, в частности, идеально подходит для таких сложных объектов как мумии.

Анатомическая поза

Наблюдается, что человек находится в положении лежа на спине (рисунок 4,5). Череп и нижняя челюсть присутствуют; однако они не находятся в сочленении, как и основание черепа не в сочленении с первым шейным позвонком. Череп повернут примерно на 60° вправо, а нижняя челюсть – примерно на 20° влево. Позвоночный столб разъединен над C6. Верхний шейный отдел позвоночника отделен от основания черепа и находится в поперечном и заднем положении ниже черепа.

Рисунок 4. Трехмерные КТ-изображения мумии, показывающие панцирь и сломанные участки (сшитое изображение)
Рисунок 4. Трехмерные КТ-изображения мумии, показывающие панцирь и сломанные участки (сшитое изображение)
Рисунок 5. Осевые КТ-изображения мумии, показывающие поперечные виды панциря в различных местах
Рисунок 5. Осевые КТ-изображения мумии, показывающие поперечные виды панциря в различных местах

Наблюдаются переломы большого вертела правой бедренной кости и латерального надмыщелка правой плечевой кости. Эти переломы классифицируются как посмертные, поскольку они не демонстрируют признаков заживления или периостальной реакции напрямую связаны с нарушениями в лежащих выше мягких тканях и обёрточного материала. Панцирь также разрушен в этих областях, и вокруг поврежденных участков был помещен рулонный текстиль. Осевые срезы показывают, что грудная полость плотно упакована (рисунок 5B и 5C). Видны два слоя прокладки, представляющие собой материалы немного разной плотности. Прокладка объясняет большой вес тела, отмеченный при его перемещении еще до проведения каких-либо сканирований.

Габаритные размеры

Толщина панциря различна (таблица 1); некоторые части имеют компоненты с более высокой плотностью. Обычно панцирь толще сзади и снизу; он очень тонкий на голове и верхней части туловища, толще на бедрах и ниже. Была зафиксирована переменная плотность по шкале Хаунсфилда 230–260 HU; показания были более точными там, где панцирь был толще. Внешний вид вещества волнистый, как если бы он был нанесен влажным. Вещество заполняло пространство как на передней, так и на задней стороне тела, как бы упаковывая его.

Методы μ- РФА и рамановского анализа

Рамановские спектры были взяты из серии пятен на поверхности и в поперечном сечении для анализа и определения минералогии пигментов и слоев на образцах панциря. Анализ проводился на конфокальном рамановском микроскопе Horiba Jobin Yvon LabRAM HR, оснащенном ПЗС-матрицей с охлаждением Пельтье и объективом Leica x50. Использовался лазер с длиной волны излучения 532 нм и решеткой 600 штрих/мм. Время сбора каждого анализа составляло 30 секунд, и его повторяли 10 раз для каждой точки.

Результаты μ-РФА

Поверхность образца панциря, покрытого красным пигментом, сканировали и картировали с помощью рентгеновских лучей. Результаты показывают, что поверхностный слой охры состоял из смеси Fe, Ca и Si (рис. 6A). Также присутствуют следы второстепенных элементов, включая Mg, Al, P, S, K, Ti, Mn и Sr. Из-за взаимодействия рентгеновских лучей с поверхностным материалом прибор, возможно, также проанализировал подповерхностный слой. Таким образом, поперечное сечение образца панциря также было просканировано, так как получены три оптически тонких, но отчетливых слоя: красный, белый и коричневый (рис. 2 и 3). Результаты, продемонстрированные на рисунках 6B – 6E показывают, что красный слой состоит из Fe и Ca. Белый слой состоит из Ca, а коричневый слой представляет собой смесь элементов, включая Mg, Al, P, S, K, Ti, Mn и Sr. Первоначально предполагалось, что белый слой – это гипс, однако, S не было обнаружено.

Рисунок 6. Результаты μ-РФА панциря (изображения Тимоти Мерфи) А) Комбинированные красная, зеленая и синяя карты красной поверхности панциря, показывающие, что фазы железа, кальция и кремния изолированы. B-E) Рентгеновские карты поперечного сечения панциря, показывающие распределение железа (красный), кальция (синий) и серы (зеленый); масштабная линейка 3000 мкм
Рисунок 6. Результаты μ-РФА панциря (изображения Тимоти Мерфи) А) Комбинированные красная, зеленая и синяя карты красной поверхности панциря, показывающие, что фазы железа, кальция и кремния изолированы. B-E) Рентгеновские карты поперечного сечения панциря, показывающие распределение железа (красный), кальция (синий) и серы (зеленый); масштабная линейка 3000 мкм

Рамановские результаты

Предварительный анализ поверхностного слоя показал, что красный пигмент состоит из смеси минералов, включая гематит (Fe2O3), кварц (SiO2), черную слоновую кость (C) и некоторое количество кальцита (CaCO3). Белый слой в основном состоит из кальцита (CaCO3) и небольшого количества кварца (SiO2). Коричневый слой имеет высокую флуоресценцию. Поскольку это слой условной «грязи», то предполагается, что ряд силикатов алюминия и глин составляют материал, который давал зашумленные спектры. Результат μ-РФА предполагает, что белый слой кальция, скорее всего, был образован из известняка.

Методы радиоуглеродного датирования

Два образца обертывающей ткани были подвергнуты радиоуглеродному датированию в центре исследований ускорителей (Лукас-Хайтс, Сидней). Образец 1 содержал 256 мг тканого льняного полотна, взятого из небольшого разреза в поверхностной оболочке над переднебоковой стороной левой глазничной области. Фрагмент был получен из слоя, ближайшего к телу в нижнебоковой части левой глазничной полости. Образец 2 весом 351 мг был получен через уже существующий разрез в поверхностной оболочке на левой переднебоковой стороне шеи. Получить более предпочтительные образцы тканей человека не удалось.

После предварительной химической обработки образцы превращали в графит путем сжигания до CO2 при 900°C в герметичных пробирках VycorTM, содержащих проволоку из CuO и Ag. CO2 был преобразован в графит восстановлением на Fe-катализаторе при 600°C с использованием избытка H2. Полученная графитовая мишень была запрессована в алюминиевые катоды и проанализирована в ANSTO. Δ13C графита определяли с помощью EA–IRMS. Радиоуглеродный возраст округлен по Стюиверу и Полаху.

Результаты радиоуглеродного датирования

Поскольку образцы были получены из одного и того же источника, оба результата были объединены и отнесены к диапазону 1370–1113 до н.э. с медианным значением 1207 г. с вероятностью 95,4%. Распределения вероятностей для образцов 1 и 2 и комбинации этих образцов показаны на рисунке 7.

Рисунок 7. Распределения вероятностей для калиброванных возрастов образца 1, образца 2 и для объединенных результатов
Рисунок 7. Распределения вероятностей для калиброванных возрастов образца 1, образца 2 и для объединенных результатов

Заключение

Основываясь на радиоуглеродных данных, можно сделать вывод, что исследуемая мумия произошла из Нового Царства Древнего Египта периода 1370–1113 гг. до н.э. с медианой 1207 г. до н.э. Техника упаковки туловища появилась ближе к концу 13 века до н.э., потому предполагается, что человека следует поместить в 12 век до н.э., а не на более ранний конец временного промежутка.

Компьютерная томография и извлеченные образцы показали, что вокруг мумии использовался грязевой панцирь. Лицо было выкрашено в красный цвет, и весь панцирь мог быть украшен таким образом. В то время как смолистые оболочки были обнаружены на мумифицированных останках позднего периода Нового Царства, обивка из грязи до сих пор не имеет научных документальных свидетельств и датирования. Таким образом, изучаемая мумия может представлять собой уникальный феномен подражания высшим слоям общества в обычаях погребения некоролевских египтян. Многопрофильная природа этого исследования поможет идентифицировать другие панцири, которые, вероятно, более характерны для египетской мумификации, чем зарегистрированные до сих пор.

Более того, панцирь служил древней формой восстановления поврежденного тела, предполагая не только, что в дальнейшем могут быть совершены технические вмешательства в тело, но и отмечая всю серьезность, с которой верили в ценность загробной жизни. Хотя социальное положение человека невозможно определить, но, у тех, кто ухаживал за этим человеком после смерти, было достаточно средств, чтобы позволить себе сложное бальзамирование, включая извлечение внутренностей, упаковочный материал и льняную обертку. Они, или другие лица, связанные с покойным, были достаточно озабочены его посмертным благополучием, чтобы вложить деньги в обмазанный грязью и раскрашенный панцирь даже после того, как тело было потревожено и деструктурировано. Для полного понимания того, насколько распространенной стала эта практика в Новом Царстве Древнего Египта, потребуется радиологическое исследование других мумифицированных лиц той эпохи, не принадлежащих к семье правителя, с дальнейшей публикацией полученных результатов.