Найти тему

Принцип Конде - 11

Новые трюки

Проблемы в политике внутренней часто лечат громкими победами на фронте — кардинал МазарЕн решил не изобретать еще не изобретенный велосипед и послал принца Конде за очередным военным триумфом в Пикардию. Тем более, что ситуация на севере снова осложнилась — враги подступили к городу Лансу, отбитому у них же в прошлом 1647 году, и восхоща отнять его взад. Для чего из Испанских Нидерландов вышла испанско-имперская армия под командой эрцгерцога Леопольда Вильхельма фон Хабсбурга и нашего старого знакомого по кампании у Рокруа, генерала Йоханна фон Бека, в числе 18 000 человек и 38 орудий. Восхоща — и захватили, принудив крепостьк капитуляции 17 августа 1648 года. Так что собранная «по сусекам поскребком» армия принца из 7000 пехотинцев, 8000 кавалеристов и 18 пушек банально опоздала, подойдя к Лансу на рассвете 20 августа.

Эрцгерцог Леопольд Вильхельм
Эрцгерцог Леопольд Вильхельм

Эрцгерцог сражаться не хотел — часть его кавалерии(четыре полка) отсутствовала, разбежавшись по фуражировкам. Поэтому, проявив хорошее знание «отличительной манеры» своего супротивника, он окопался на сильно укрепленной позиции, «приглашая» Конде к его любимому фронтальному зерг-рашу. Однако тут свершилось чудо, которое доказало, что не совсем зря принца таки числят среди великих полководцев — тотчему-то научился на собственном опыте, решив не атаковать в лоб, а выманить врага из укреплений притворным отступлением. Маневр, честно говоря, не ахти какой сложный, и юзался генералами с незапамятных времен, но «игра была равна» — эрцгерцог купился и для чего-то выскочил со всей армией наружу.

Сражение на самом деле напоминало Рокруа 2.0 — Конде, Бек, Анри Ля Ферте-Саннетерр (уже ставший маршалом). Правым крылом (17 эскадронов) снова командовал сам принц, центром — маршал Гаспар IV де Шатийон (12 батальонов и 6 эскадронов), левым крылом — маршал де Грамон (16 эскадронов), резервом — швейцарец Йоханн Людвиг фон Эрлах (6 эскадронов). Имперским правым крылом (17 валлонских эскадронов) командовал Шарль Альбер де Лонгваль, граф де Бюккуа, центром (16 батальонов и 15 эскадронов) — Йоханн фон Бек, Филипп Эмманюэль де Линьвиль с 20 эскадронами лотарингской кавалерии встал слева. Сражение началось в 5.00 резкой атакой де Линьвиля на замешкавшийся в отступлении отряд из 10 эскадронов — паж принца был схвачен, сам Великий Конде едва не попал в плен. Помог кавалеристам Пикардийский пехотный полк, отогнавший лотарингцев.

Шарль Альберт де Бюккуа
Шарль Альберт де Бюккуа

В 6.30 Бек советовал эрцгерцогу атаковать по всему фронту и жИстоко отмстить за Рокруа — но осторожный Леопольд Вильхельм велел не атаковать. Офицера штаба надавили на него, и тогда эрцгерцог такидал разрешение на атаку, исповедовался и… устранился от боя (а по некоторым сведениям, вообще покинул место развития событий). Из-за всего этого основное пообище началось только в 8.00, когда французы уже развернулись в боевой порядок. В 8.30 Грамон снес первый эшелон валлонов Бюккуа — те с упорством упертых встречали врага не чарджем с шаблЯми наголо, аки французы, а стоя на месте и пуляя из карабинов (очень часто проваливавшаяся тактика). Второй эшелон попробовал кинуться на помощь, но и он был обращен в бегство, хотя и после рубки, стоившей Грамону многих воинов. На другом же фланге случился дрессированный цирк — Конде и лотарингцы встали другнапротив друга на расстоянии выстрела из карабина и… ждали. Принц знал, что немцы никогда не стреляют первыми и потому имеют преимущество залпа в упор. Но в конце концов деЛиньвиль не выдержал и приказал стрелять.

Залп скосил почти всю первую шеренгу французов, но теперь они могли стрелять в упор, а потом кидаться в рукопашную. Гассьон снес лотарингцев с фронта, а фон Эрлах обошел их с фланга. В центре же пошедшая в атаку в 9.00 испанская пехота отмстила за Рокруа, смяв 4 из 12 батальонов сопостатов. Французская и шотландская гвардия были окружены, однако бегство обоих кавалерийских флангов подставило Бека для вражеской кавалерии, которая обошла его со всех сторон. Рокруа испанцы решили не повторять — вместо последней резни они сдалися в плен. Битва при Лансе была завершена полной победой Конде, да еще в не свойственном ему «некровавом стиле». Имперцо-испанцы потеряли 3000 убитых и раненых, 5000 пленных и все 38 орудий, французы — всего 1500 убитых и раненых. Даже Тюренн обзавидовался бы столь блестящей виктории!..

Великий Конде в битве у Ланса
Великий Конде в битве у Ланса

Известие о такой преславной баталии достигло Парижа и вызвало у Анны Австрийской и МазарЕна прилив эйфории — уже 26 августа они приказали арестовать наиболее наглых из сотрудников Парижского парламента Николя Брусселя и Рене Потье де Бланмениля. А 27 августа 1648 года «решили совместить» — провести большой и пышный торжественный молебен в честь победы при Лансе… Однако утром королеву и ее министра на улицах Парижа ждал чертовски неприятный сюрпрайз — столица покрылась возведенными за ночь баррикадами. Сторонники парламента возвели их аж 1260 штук (интересно, кто же их тогда считал? и за каким нафигом?). Королева и ее фаворит фактически оказались осаждены во дворце Пале-Рояль и два дня слушали пальбу в воздух и дикие крики горожан, обещавших устроить им «ночь св. Бартелеми 2.0» и «бета-убиение младенцОв».

После переговоров с лидерами повстанцев регентша вынуждена была 28 августа освободить обоих арестованных. Как написала одна из придворных дур (проглаголив устами умственного младенца истину) о Брусселе: «Ни королей, ни римских императоров не чествовали так триумфально, как этого ничтожного человека, у которого всего-то было достоинств — попечение об общественном благе и ненависть к налогам». И вообще, оставаться во дворце, который в любой момент мог снова превратиться в ловушку, тем более в обстановке накаляющегося недовольства, когда в Париж начали «слетаться» лидеры аристократической оппозиции, стало небезопасно. Нужно было срочно опереться на какое-нибудь крепкое военное плечо...

(Продолжение следОВАет)