В свое время фильм "Гений" очаровал постсоветское население, и я был не исключением. Вообще, наш народ любит героев в духе Ненашева, чрезвычайно хитрых, расчетливых и чертовски обаятельных. К тому же главную роль исполнил Александр Абдулов, и видно невооружённым глазом, что сверхзадача Ненашева разделяется и самим актером. Создатели фильма не скрывали, что делали ставку на ломание шаблона советского кино, в котором преступник не может быть положительным персонажем. Тут же "плохишом" сделали государство. Это оно мошенническое, из чего следует, что все возможные шантажи, подлоги, спекуляции и барыжничество героя Абдулова оправдываются.
Тогда в 1991 году позиция, что государство тебе не друг, была очень популярна. Но здесь нужно сделать уточнение. Имелось в виду, что именно советское государство было напрочь лживым. То ли дело новая "демократическая" власть, что пришла на смену.
Приключения Картофельного Папы ловко маскировали мощное идеологическое воздействие фильма. Более того фильм ударял по базису. Что характерно это был удар ниже пояса. Особенно это отразил вот какой эпизод.
Сцена, где главная героиня ссорится со своими "совками"-родителями, в плане мерзости даст фору многим перестроечным кино-поделкам. Разберём её подробнее.
Во-первых, сцена поставлена подло. Это выражается в той нарочитой убогости, с которой преподнесена обычная советская семья. Квартира кричит "нищетой" и "умственной отсталостью" хозяев. То ли дело жилище Ненашева: книги, уют, какой-никакой вкус в плане интерьера.
Разумеется, батяня глушит водку. По накрытому столу видно, что в холодильнике мышь повесилась.
Во-вторых, чем убивает сцена, так это абсолютной бездарностью диалогов. В принципе, на протяжении всего фильма главная героиня говорит пошлые глупости. Однако в сцене с родителями пошлость и глупость достигают апогея. Папа представлен, как начисто оболваненный "коммунист", клеймящий дочкиного ухажера буржуем. В свою очередь дочка выворачивает реально убийственные слова о деде, который, дескать, воевал за "этот ваш социализм", а сдох в коммуналке с клопами. То есть дед был ветераном, а его мазнули известной субстанцией от души. Учитывая, что все это время фоном по телевизору идёт фильм "Белорусский вокзал", мазнули по сути всех ветеранов.
В-третьих, добивает игра актёров. Режиссером поставлена игра в стиле дешёвого китайского театра с чудовищным наигрышем и нелепым пафосом. Короче, испанский стыд. Но этот стыд серьезно ломал отношения зрителя к недавно почившей советской Родине. Уж точно ей никто не сопереживал, а вот влюблённой паре без особых моральных принципов сопереживали.
Есть ещё одна сцена в фильме, расставляющая нужные акценты. Это конец первой серии, в которой главный герой находится в "элитарной" тусовке. Тут нам и действительно любимые актёры, такие как Збруев, Караченцев, Ярмольник; музыканты: Градский, "Машина Времени", Газманов; да много там ещё есть. В общем все те, кто назначил себя в 90е творческой элитой. То что герой Абдулова по фильму с ними "вась-вась", уже окончательно закреплял тезисы фильма в голове зрителя. А они такие: социализм был лживым государственным строем, будущее за ушлыми дельцами позднего СССР, а деды реально не за то воевали. Гениально?