Найти тему

Ковид и выбор между диктатурой и демократией

Президента Давосского клуба Клауса Шваба, автора скандальной книги «COVID-19: Великая Перезагрузка», многие считают рептилоидом. Но мы беремся доказать, что ничто человеческое ему не чуждо. (Продолжение. Предыдущая часть: «Ковид и квантовая физика по-армянски».)

Это же НЕЛЮДИ! Как мы с вами можем судить, что нужно нелюдям? Может быть, рабы. Может быть, еда… А может быть, строительный материал для своих гадов…

Братья Стругацкие. Жук в муравейнике.

Трудно сказать, чего хотят нелюди. Особенно если они и сами не понимают, чего хотят. Возьмем, к примеру, самую цитируемую фразу книги Клауса Шваба и его соавтора журналиста Тьерри Маллере: «Если демократия и глобализация будут расширяться, то национальному государству места не останется». Это ли не попытка теоретически обосновать неизбежность пресловутого Мирового правительства? На самом деле эта мысль вовсе не так бесчеловечна, как кажется.

В книге действительно есть целая глава, посвященная так называемому парадоксу глобализации, который описал американский экономист Дэни Родрик. Формулируется этот парадокс в виде трилеммы: из трех вещей – глобализация, демократия и национальное государство – одна является лишней. Согласно этой формуле, возможны три варианта развития событий в мире, и приведенная выше фраза – лишь один из этих вариантов. А есть еще два, и оба также приведены в книге Шваба: «Демократизация и национальный суверенитет совместимы только при ограничении глобализации» и «Если национальное государство и глобализация торжествуют одновременно, то демократия становится несостоятельной».

Звучит вызывающе, но на самом деле это никакие не призывы к свержению существующего миропорядка, а чисто академические рассуждения. Более того, в следующей главе, которая так и называется – «Глобальное управление», сказано, что под таким управлением следует понимать международное сотрудничество национальных государств ради совместного решения глобальных проблем, а не какой-то Верховный совет в Давосе.

«Нет никакого нового мирового порядка, а есть лишь хаотический переход к неопределенности»,– «успокаивают» соавторы подозрительных читателей.

«Скажем прямо, мы живем в мире, которым никто не управляет», – хотя в этих словах чуткое ухо вполне может услышать вздох сожаления, но в целом соавторы вполне нейтральны. Во всяком случае, в этой части. Единственное, что можно поставить им в упрек в данном случае, – что в рассмотрении вариантов вышеописанной трилеммы они главным образом рассуждают об опасности роста национализма (Трамп, Брексит и т.п.) в ущерб столь драгоценной им, да и всему Западу, глобализации. В неколебимости же еще более драгоценной демократии профессор и его помощник не сомневаются и не желают замечать, что мир вполне может двигаться (и даже уже движется) по третьему пути – глобализация и национальные государства с ограничением демократии. Речь не только о Китае с Россией, но и о том изменении политической практики, которое на наших глазах происходит в тех же США, когда, к примеру, без всякого решения суда, наплевав на хваленую свободу слова, какие-то анонимные правители социальных сетей заблокировали все аккаунты избранного демократическим путем президента США Дональда Трампа в решающий момент его политической карьеры. Это ли не Североамериканская Корея?

-2

Глобализации в книге вообще уделяется много внимания. Ведь это главный «спонсор» Западного мира, веками преуспевавшего за счет ресурсов других народов, которые он обменивал на бусы, зеркальца, демократию и прочие ценные инвестиции. Разумеется, признаки ее деградации пугают авторов. А эти признаки в условиях пандемии проступили еще более отчетливо.

«В начале 1990-х Северная Америка поглощала 35% восточноазиатского экспорта, а сейчас – только 20%».

«Мир стал миром G0 или, еще того хуже, G-минус-2 (США и Китай)».

«Объем торговли трех государств Северной Америки друг с другом больше, чем с Китаем или Европой».

В отношении последнего утверждения стоит заметить, что относительный рост объема торговли США, Канады и Мексики в сравнении с объемом их торговли с Китаем не обязательно говорит о том, что зависимость США от поставок товаров из Китая уменьшилась. Не исключено, что китайские товары просто нашли себе путь в США через Канаду и Мексику в обход фронтов торговой войны, точно так же, как, к примеру, польские яблоки попадали на российский рынок под видом белорусских.

Недаром авторы книги, вновь сами себе противореча, твердят мантру: «Глобальная экономика столь сложно взаимосвязана, что остановить глобализацию невозможно».

Очень даже возможно. Вполне логичный конец глобализации произойдет, как только Китай перестанет кормить G7. Рассуждая академически, Западу предстоит выбирать, чем жертвовать ради глобализации – национальным государством или демократией. А рассуждая практически, Шваб приходит к неизбежному выводу, что жертвовать придется не только этим.

-3

Продолжение следует.

В следующей главе вы узнаете, почему аэрокосмическая компания Boeing выглядит столь беспомощной в сравнении с SpaceX Илона Маска.

Часть 1. «Страшная сказка Клауса Шваба»

Часть 2. «У ковида длинные уши»

Часть 2. «Ковид и квантовая физика по-армянски»

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

источник: nix.ru