Пока в России только говорят о цифровом рублей, в Венесуэле уже с октября появится своя цифровая валюта. Вот только хорошего для жителей этой страны по-прежнему мало.
Кризис в Венесуэле начался несколько лет назад – из-за резкого обрушения цен на нефть, основной экспортный товар, в стране резко закончились деньги. Но «социалистические» принципы регулирования экономики все лишь усугубили.
Аналитики выдвигают разные версии предпосылок кризиса – падение цен на нефть, санкции, отсутствие реформ, устаревание технологической базы экономики. Скорее всего, все они правы – но истинной причиной считается тот факт, что нынешние власти ведут прежнюю «чавистскую» линию в политике и экономике. Государство жестко контролирует цены на основные товары (привет, дефицит), запрещает сделки в иностранной валюте, а до недавнего времени раздавало деньги в виде дотаций населению.
Вспомним еще, что нефть в Венесуэле – одна из самых дешевых (в силу технических параметров), а оборудование по ее добыче все сильнее устаревает, да и добывать нефть скоро будет некому.
Все это привело к такой инфляции, которую видели разве что в Зимбабве:
Не так давно в стране появилась купюра в 1 миллион боливаров – но все равно это примерно 0,25 доллара США. Как можно понять, даже просто печатать такие объемы денег просто невыгодно. До 2019 года страна заказывала печать боливаров у фирмы De La Rue, но потом накопила долгов на 23 миллиона долларов.
То есть, у правительства банально нет денег, чтобы рассчитаться за печать денег.
Новым поставщиком купюр стал российский «Гознак» (подозреваю, что контракт на 7,4 миллиона долларов будет оплачен в лучшем случае нефтью, а в худшем его оплатят россияне своими налогами).
Справедливости ради, к 2019 году ситуация чуть улучшилась – власти Венесуэлы постепенно ослабили регулирование, и в магазинах появились товары. В 2020 году инфляция составила «лишь» 2575% – против сотен тысяч и миллионов процентов ранее. И, видимо, там решили, что пора бы уже деноминировать национальную валюту – обрезать лишние нули.
С 1 октября в стране будет проведена деноминация боливара – вместо обычных боливаров в обращение вводится новый боливар, который потеряет сразу 6 нулей. То есть, 1 миллион «старых» боливаров будут менять на один новый.
Но печатать деньги Венесуэле слишком дорого, поэтому с того же дня появится новая валюта – цифровой боливар. Официально власти будут печатать банкноты и дальше, но призывают население пользоваться именно цифровой версией валюты. В переводе на понятный язык это означает, что бумажных денег напечатают не очень много (и их дефицит будут покрывать цифровой валютой).
Как говорят эксперты даже в самой Венесуэле, проблему это не решит. Одно дело – ускорить и упростить обращение денег, но совсем другое – это стабилизировать экономику, чтобы население снова доверяло боливару. По факту экономика остается долларизированной (при том, что США – ключевой противник Венесуэлы), поэтому даже введение цифровой валюты не поможет сделать так, чтобы ею пользовались внутри страны.
Кстати, для России это хорошая возможность оценить, как быстро цифровая валюта будет завоевывать популярность и насколько целесообразно вообще ее вводить.