После двух недель морского пленэра, отошла от всех общепринятых правил живописи на свежем воздухе. У меня не получалось соблюдать их на практике.
Самое главное правило пленэра: нельзя писать, чтобы холст и палитра были на солнце. Первое время я следовала этому принципу, стараясь, разместится в тени. Однако скоро выяснила, что красивый вид, подходящее освещение редко совпадают с такой возможностью. Пришлось устраиваться на солнце, громоздя этюдник где-нибудь на краю камней или волнореза. Часто нет даже места, чтобы поставить зонт.
От зонта я отказалась на второй день пленэра. Тяжело таскать по камням и жаре, порывы морского ветра его часто роняют, и повезет, если он за собой не утянет и этюдник с холстом. Поэтому, когда нет варианта, я сажусь на солнце, даже если оно яркое, и пишу на освещенном солнцем холсте.
Стараюсь, только контролировать синие, ведь желтизна солнечного света сильно съедает их синеву и тон красок. Если этого не делать, то дома этюд окажется темным и холодным. Зато, даже небольшого осознанного контроля над холодными оттенками вполне хватает избежать искажения.
Если все же не получилось попасть в тепло холодные отношения, потом в мастерской прописываю на этюде свет. Попробовав написать первый этюд на солнце, я поняла, как нужно соблюдать тональность и контролировать цвета. Дальше было проще.
На побережье можно передвигаться только пешком. Поэтому пришлось освободиться от всего лишнего. Убрала редко используемые краски, наливаю немного разбавителя, ограничила число кистей.
Вместо тяжелых переносок под холст с сырыми красками приспособила обычный пакет и натянутый с холстом подрамник, рядом с которым вкладываю написанный холст, оргалит или картон. Подрамник для переноски с учетом полевых условий взяла самый легкий и не нужный.
Стала спокойно относиться, что поверхность написанного холста может быть немного повреждена при переноске готовой работы. Вездесущий песок, необходимость идти не один километр по камням и жаре, порывы ветра никто не может отменить. Поэтому дома сразу по приходу с пленэра устраняю повреждения. Затирания пальцем обычно хватает. Главное сделать это сразу, не дожидаясь схватывания краски. В условиях жары это происходит гораздо быстрее обычного.
Зато песок и налипший мусор, мошек лучше не трогать, а дождаться полного высыхания работы. Тогда их удалить проще.
Не рекомендуется писать на пленэре по жаре. Но что делать, если эта самая жара норма и стоит с 9 утра до темноты? Ничего не остается, как писать на солнцепеке. Немного помогают освежающие купания, запас воды и широкополая шляпа с платком как в пустыне. Работать стараюсь до 10 30 утра и после 17 часов вечера.
Часто не успеваю мыть кисти, ведь туда где это можно сделать, не попасть до самого вечера. Поэтому поделила кисти: одной пишу только море и небо, чистые холодные цвета. Другая кисть - предназначена для смесей теплых оттенков. Беру больше ветоши, для вытирания кистей.
Приходится креативно подходить к условиям живописи на пленэре, которые сильно меняются в зависимости от местности. Это чем-то напоминает и нашу жизнь, где правила созданы, чтобы к ним приспосабливаться и нарушать.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.