Понятие "духовность" есть как религиозное, в значении духа Святого в себе, своей жизни, так и нерелигиозное, как высшего уровня человека, разумного существа. Скажем об обоих кратко.
Религиозное понимание духовности.
Понимание христианства: духовность это присутствие в человеке, в качестве руководящего начала Духа Божьего. «Не я живу, а живет во мне Христос», говорит апостол Павел, означая, что дух Христов, Божий в нем является главным, ведущим его по жизни.
Как это происходит в христианской жизни?
Христос отдал себя в Жертву Искупления, Дух Божий сошел на учеников, они стали проповедовать евангелия на разных языках и крестить народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, была основана христианская соборная церковь. В Таинстве Крещения человеку дается Дух Святой, в других Таинствах Церкви он восполняется. Вот почему, например, когда ,у оптинских старцев, не хватало духовных сил, они чаще причащались. Через Святое Причастие подается благодать Святого Духа.
Только ли церковно это происходит?
Нет. Если посмотреть на святых подвижников - пустынников. Они не ходили в Храмы и не причащались Таинств, но при этом жили духовной жизнью и еще как жили. То же касается и тех праведных, которые были осуждены несправедливо на тюремное заключение. Все эти люди получали благодать Духа Святого не через Таинства церкви, а другими способами.
Как они наполнялись Духом?
Через молитву, пост, и бдение. Эти три духовных средства помогают и являются главными в духовной религиозной, но не церковной жизни. Причем, часто это была одна краткая молитва, но в ней выражалось все обращение души подвижника к Богу и все упование на Него. Так происходит и в жизни каждого религиозного, но не церковного человека.
Нерелигиозная духовность.
Духовность не есть принадлежность только религиозной (подвижнической) или церковной (храмовой) жизни. Она относится к человеку, как разумному существу и к его жизни, его связи с Высшим, Запредельным, Нетварным.
Если представить строение человека, как Дух, Душа, Тело (как это было в Древней Греции и применяемо до сих пор) или Дух, Ум. Душа, Тело (современное представление, встречающееся в американской литературе), то Дух является одной из составляющих человека, высшего его начала. Не просто одной, а верхней, главной, системообразующей в человеке.
Дух, как связь с Высшим, тем, что человек воспринимает как Высшее, Жизненное начало над собой, что вдохновляет его и составляет главную созидательную ценность для него, запредельную, выше самого человека.
Что дает Дух, связь с Высшим?
1. Мужество.
Духовность часто определяют как мужество.
Подвиги воинов, любые подвиги праведные, не смогли бы быть совершены, если бы человек не имел в себе Духа, как связь с Высшим. Ибо без Духа, только телесно или психологически, человек боится смерти, боится жизни с ее непредсказуемостью, опасности, избегает рисковать. Без Духа он остается в себе, своем тварном эгоизме, закапсультирован в нем.
Мужество проявляется в человеке, когда есть духовность, то есть силен Дух в нем, как связь с Высшим. Дух укрепляет мужество. Тогда нет страха смерти, нет страха животного, тварного, есть мужество. Когда человек в жизни осуществляет смелые прорывы, рискуя всем ради Высшего, он опирается на Дух, в эти периоды, моменты жизни, он духовен. Если он постоянно принимает такие вызовы, то формируется духовный характер, мужественный характер.
2. Творчество
Дух, как творчество. Эту сторону подчеркивает протоиерей Александр Мень, Николай Бердяев и другие представители неиноческого христианства.
В наследии Меня именно этот момент - Дух, как творчество - является основным. Быть творческим, творить, созидать, преумножать ценности жизни, нематериальные и материальные, вот, что дает Дух человеку.
Александр Мень говорит, что для человека очень важно выразить Дух в творчестве, это одна из высших потребностей души человека: творить, созидать. При ряде негативных психических состояний самого человека, Дух может быть закапсультирован, то есть не иметь возможность выразить себя творчески, созидательно. И человек замыкается в себе, в своем жизненном консерватизме.
Ложно и вульгарно преодолевая такой консерватизм, как подчеркивает Эрих Фромм, известный философ, писатель, психолог, человек может исполняться разрушительным, мятежным духом.
Творчество и разрушение - два полюса одной реальности в человеке. Стоит знать об этом и не давать полюсу разрушения действовать. Дух творческий, созидательный - вот что есть Дух, и не иной.
Когда человек преодолел себя, обрел связь с Высшим, он начинает творить, созидать. В такие моменты жизни, творческие, созидательные, духовные, человек живет полноценной, настоящей, жизнью. Творчество как выход за пределы себя и соединение с Высшим. Творчество, как высшее выражение себя. Противоположным творчеству является шаблонность, стереотипность, ригидность, консервативность, самозамкнутость. И то самое разрушение, о котором говорит Фромм.
Схожее понимание, но дополненное, находим у современного гуру менеджмента Стивена Кови старшего (основатель FranklinCovey, автор "Семи навыков высокоэффективных людей", "Главное внимание - главным вещам" и др.), который говорит, что предназначение Духа творить, созидать и оставить наследие (leave a legacy).
Духовность Кови понимает как характер и компетентность. Дух опирается на разум, где суть разума - умение обучаться и познавать мир. Не страсти и искажения мира познавать, а созидательные законы жизни, реализуемые в нем. Для этого человек учится, постоянно учится, но не всему подряд, а правильным, созидательным вещам. Нельзя стать и быть всем, но можно стать тем созидательным, кем ты должен стать. И этому способствует духовность, Дух, Высшее.
Дух есть проявление характера, способности преодолевать препятствия в жизни, творить. Но с опорой на правильные вещи, на истину, на открытые и открываемые законы мироздания. В этом компетентность.
3. Цельность.
Дух и духовность несет в себе еще одно значимое свойство для человека, это цельность его.
На человека, в современной среде, действует большое количество давлений и влияний, скрытых и явных, грубых и тонких. Как в свое время заметил знаменитый немецкий психолог Курт Левин: человек живет и работает в силовом поле. Это так.
Идеологии, подавления, манипуляции, неблагоприятная психологическая атмосфера злобы и бездушия и многое другое составляет фон жизни современного человека. Дух, духовность, важны, чтобы противостоять всему этому давлению, оставаться собой, цельным, не обезличенным. Человека пытаются растворить. обесценить, подавить во внешней среде, проверяя его на нравственную прочность, цельность и внутреннюю свободу. Дух изнутри противится подавлению и человек остается цельным, не теряет себя, он остается верным Высшему, высшим ценностям в нем.
Как обычный человек, не религиозный и не церковный, раскрывает в себе духовность?
Через 3 важные вещи:
- Первое: осознание и понимание, ЧТО есть дух и духовность. Что они значат для в его жизни и его личности. Человек не задумывался над этим, не думал, не замечал. А теперь задумался и увидел. Такие вопросы перед человеком ставит сама жизнь и он находит на них свои ответы. Истинные и искренние. Свои, а не навязанные кем-то, кто "знает" как правильно жить или утверждает, что "знает" истину.
- Второе: сосредоточение на Духе. Человек не просто понял про Дух, а потом забыл. Он удерживается своего осознания, за счет сосредоточения на Духе. Это могут быть любые формы сосредоточения, подходящие самому человеку. Но смысл один - не дать суете, обманчивости овладеть собой. Это обретение и внутренней свободы души. Часто для этого требуется уединение, на какое-то время. Чтобы одухотворенным вернуться в жизнь.
- Третье: исполнение по Духу и формирование духовного характера. Духовные поступки, раз за разом, укрепляют в человеке духовный характер и духовность. Когда человек преодолевает трусость и проявляет смелость. Когда человек преодолевает шаблонность и стереотипность, и творит, создает, видит новое, открывает новые возможности. Такой этап преодоления неизбежен. Но это не борьба с собой, и даже не со страстями, а совершение духовных поступков в ситуации сопротивления. Пока сопротивление не ослабнет, а Дух не укрепится прочно. Не нужно считать, что это борьба, и что ты победитель. Ты просто делаешь то, что является для тебя Высшим, не имея претензий ни к кому. Делаешь, потому что понял, что так тебе (не кому-то другому) лучше.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.