В западной части Байкало-Амурской магистрали в этом году был введен в эксплуатацию второй Байкальский тоннель. Строителям потребовалось долгих семь лет и 300 млн рублей, чтобы построить новый тоннель протяженностью 7 км. Как скоро окупится новый железнодорожный путь и каково его макроэкономическое значение?
Расширение грузопотока
Новый тоннель построен рядом с тоннелем, проложенным в 1985 году. В советское время последний вполне справлялся с грузопотоком. Но с увеличением объема грузоперевозок нагрузка на него заметно возросла, как и время прохождения составов по нему. Ведь встречные поезда уступали друг другу дорогу.
Второй же тоннель построен по современным технологиям с двумя путями, что обеспечивает непрерывный грузопоток. За счет этого суточная пропускная способность может быть увеличена пятикратно: 85 поездов против 17 до реализации проекта.
Строительство туннеля началось в 2014 году и затянулось на семь лет. За год удавалось построить всего лишь один километр подземного пути.
Причины затянувшегося строительства
Строительство тоннеля оказалось трудной задачей. И вот почему.
Во-первых, пути прорубали прямо в скале, используя технологии, схожие с теми, что применяют при строительстве тоннелей метро. Только горная порода куда прочнее. И глубина заложения тоннеля составила 300 метров.
Во-вторых, дорогу строили в условиях сурового климата: в тайге, где температура зимой может опускаться до -50℃. Во избежание обледенения проложили согревающий кабель и установили автоматические ворота для поддержания микроклимата в тоннеле.
В-третьих, в зоне строительства нередки землетрясения. Сейсмическая активность может достигать 9 баллов. Для своевременного обнаружения подземных толчков в тоннеле установили необходимые датчики.
Новый путь прокладывали в 35 метрах от старого, поэтому работы велись с большой осторожностью. В это время движение поездов по первому тоннелю не прекращалось.
А при создании экосистемы SFERA продумывается каждая деталь. Ведь ничто не должно отвлекать пользователя от решения важных задач. Только актуальные новости, развивающий контент и никакой агрессивной рекламы. Узнайте о SFERA больше.
Экономические перспективы
Второй Байкальский тоннель построен по программе модернизации БАМа и Транссиба. Он откроет новые возможности для бизнеса, позволит увеличить объем грузовых перевозок в восточном направлении и положительно скажется на развитии Сибири и Дальнего Востока.
Затраты на реализацию проекта, по расчетам специалистов, окупятся в ближайшее время. Поскольку объем перевозимых грузов возрастет с 13,2 до 32,4 млн т в год.
Стоит отметить, что сооружение тоннеля — один из этапов создания необходимой инфраструктуры. Поэтому экономическую эффективность оценивать пока рано. В перспективе — реализация сопутствующих проектов.
Но уже сейчас благодаря новому тоннелю растет объем экспортных грузоперевозок. К 2025 году планируется обеспечить бесперебойные поставки угля и выйти на показатель в 195 млн тонн ежегодно. Для этого будут расширены прилегающие магистрали и созданы дополнительные мощности для электрификации БАМа и Транссиба. В 2020 году число морских и авиаперевозок значительно уменьшилось. Показатели по железнодорожным перевозкам оказались более стабильными.
Кроме того, растет спрос и на международные ж/д перевозки. Бесперебойная доставка грузов из Китая в Европу по Транссибирской магистрали имеет очевидные выгоды: дополнительные поступления в бюджет, повышение транспортной доступности, модернизация транспортной системы.
Читайте также:
- В России начинается строительство железной дороги, по масштабам сравнимой с БАМом и Транссибом
Подписывайтесь и читайте аналитику на нашем втором канале «SFERA — Pro Технологии»:
Материал создан при поддержке проекта SFERA