Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Рекомендует Мартин Скорсезе: История Америки в вестернах, мюзиклах и гангстерском кино

Оглавление

Имя Мартина Скорсезе не требует лишних представлений. В 1995 г. этот великий кинематографист выпустил документальный проект "История американского кино от Мартина Скорсезе". В нем режиссер предположил, что история становления Америки, культура американского общества, ее душа раскрываются в трех базовых специфичных именно для этой страны киножанрах - вестернах, мюзиклах и гангстерских фильмах.

Мартин Скорсезе. Источник фото: filmdaily.co
Мартин Скорсезе. Источник фото: filmdaily.co

ВЕСТЕРНЫ

Тремя главными вестернами, с помощью которых можно изучить эволюцию киножанра и его героев, являются фильмы Джона Форда с Джоном Уэйном в главной роли. "Дилижанс" 1939 г., "Она носила жёлтую ленту" 1949 г. и "Искатели" 1956 г.

В "Дилижанс" герой Джона Уэйна - это молодой отважный герой, смело отправляющийся в сложное путешествие. В "Она носила желтую ленту" мы видим отеческий, заботливый образ. А в "Искатели" главный герой - это уже жестокий, одинокий мужчина, одержимый местью.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

Эти три фильма показывают как в американском обществе черно-белая строгая мораль сменилась подрывом старомодных ценностей, а следом появилась совершенно новая жизнь. Исчезло четкое разграничение на плохих и хороших, на чужих и своих. Хэппи-энда нет, а герои вынуждены скитаться по новому неидеальному миру.

Вестерны "Фурии" 1950 г. и "Обнаженная шпора" 1953 г. (реж. Энтони Манн ) раскрыли в рамках этого жанра психологические тонкости человеческой сущности. В декорациях Дикого Запада разыгрывается греческая трагедия, перемешанная с историей о своеобразном "Идиоте" Ф. Достоевского. Мифология вестернов обогащается темами алчности, насилия, мести и садистских влечений.

"Большой страх" 1957 г. (реж. Бад Беттикер) является ярким архетипичным вестерном. В нем все приемы жанра выхолощены, сюжет отодвинут на второй план, а в центре внимания оставлены личности главных героев. Протагонист и антагонист тут - это две взаимодополняющие фигуры. Они невероятно похожи друг на друга и руководствуются одинаковым кодексом чести.

Кадр из фильма "Пистолет в левой руке", 1958 г.
Кадр из фильма "Пистолет в левой руке", 1958 г.

Артур Пенн в 1958 г. снял "Пистолет в левой руке". Этот вестерн критикует старые фильмы жанра и раскрывает тот факт, что все эти истории о Диком Западе приукрашены и нереалистичны. Главный герой этого фильма становится жертвой ложных идеалов вестернов. Он ищет смерти и бунтует против общественных норм и не получает возможности поучаствовать в традиционном для вестернов конфликте.

Фильм Клинта Иствуда "Непрощенный" 1992 г. продемонстрировал новый взгляд на вестерны. Мир насилия тут не идеализируется и не романтизируется. И злодеи и герои и представители правопорядка - все являются бандитами, способными выстрелить сопернику в спину.

Вестерны - это самый критикующий жанр, выявляющий порочные стороны американской истории. Есть нечто мазохистское в увлечении американцев этими картинами.

ГАНГСТЕРСКИЕ ФИЛЬМЫ

Гангстерские фильмы в открытую продемонстрировали одержимость Америки темой насилия.

Изначально такие фильмы как "Возрождение" 1915 г. (реж. Р. Уолш) выставляли преступников как жертв бедности и социальной несправедливости.

Но в 1930-е в результате действия Сухого закона появились порочные, жадные, беспринципные герои. "Враг общества" 1931 г. (реж.У. Уэллман) и "Лицо со шрамом" 1932 г. (реж. Г. Хоукс) являются эталонными образцами жанра.

Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1932 г.
Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1932 г.

"Судьба солдата в Америке" 1939 г. (реш. Р. Уолш) - это великий гангстерский фильм, предвосхитивший появление нуаров. Тут герой войны превращается в гангстера, а затем становится трагичной и даже жертвенной фигурой.

После Второй мировой войны гангстерские фильмы продемонстрировали существенные социально-экономические изменения. "Я всегда одинок" 1947 г. (реж. Б. Хэскин) показывает, что подпольный гангстерский мир превратился в мир большого легализованного бизнеса.

Кадр из фильма "Я всегда одинок", 1947 г.
Кадр из фильма "Я всегда одинок", 1947 г.

"Силы зла" 1948 г. (реж. А. Полонски), также как "Крестный отец" 1972 г. (реж. Ф. Коппола) показали, что преступный мир не таится по темным уголкам. Абсолютно все общество коррумпировано. Насилие имеет системный характер, а вовсе не является качеством отдельных злых гангстеров. Системе невозможно противостоять, от нее нельзя убежать, ей можно только служить.

Гангстерское кино - это прививка против индивидуализма и патриотизма.

МЮЗИКЛЫ

Параллельно с гангстерскими фильмами, препарирующими реальные проблемы Америки, развивался самый эскапистский жанр кино - мюзиклы.

"Золотоискатели 1935-го" 1935 г. (реж. Б. Беркли) с виртуозными режиссерскими и операторскими решениями доказали, что киномюзикл - это совершенно уникальный жанр. Кинокамера стала участником танцевального процесса.

Кадр из фильма "Золотоискатели 1935-го", 1935 г.
Кадр из фильма "Золотоискатели 1935-го", 1935 г.

В разгар Великой Депрессии фильмы "42-я улица" и "Парад в огнях рампы" 1933 г. (реж. Л. Бэйкон) стали красочной метафорой отчаявшейся страны, мечтающей об успехе и радостном будущем.

Мюзикл Винсента Минелли "Встреть меня в Сент-Луисе" 1944 г. стал вехой в развитии жанра. Тут действие разворачивалось вовсе не на подмостках Бродвея, а главные герои не были профессиональными актерами. Это история о среднем Западе, в центре которой обычная семья с мечтами и надеждами.Мелодии и танцы тут - это то, что не просто развлекает, а является ироничным отражением внутреннего мира и характера персонажей.

Кадр из фильма "Театральный фургон", 1953 г.
Кадр из фильма "Театральный фургон", 1953 г.

Послевоенные мюзиклы "Мечтаю о тебе" 1949 г. (реж. М. Кертиц) и "Звезда родилась" 1954 г. (реж. Дж. Кьюкор) уже не были такими оптимистичным, как их предшественники. Сладостный эскапизм перемешался с горькой действительностью. Они рассказывали о жестокости мира.

А кульминацией в развитии жанра мюзикл стал "Театральный фургон" 1953 г. Великолепный фильм, доказывающий, что абсолютно все можно превратить в танец.

Мюзиклы - это триумф воображения над реальностью. Именно поэтому американцы обожают этот жанр.

Кадр из фильма "Америка, Америка", 1963 г.
Кадр из фильма "Америка, Америка", 1963 г.

Рассуждая об истории США Мартин Скорсезе отдельно выделяет и рекомендует фильм "Америка, Америка" 1963 г. - драма, снятая Элиа Казаном и рассказывающая реальную историю эмигранта, прибывающего в новую страну.

Источник информации "История американского кино от Мартина Скорсезе", 1995 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )