Найти в Дзене
Стрекоза

Ты мне больше не подруга

Марина с Викой познакомились случайно и не случайно. Вроде как судьба их свела. Марина — молодая одинокая мать в декретном отпуске. Сыну всего полгода, а с работы уже начали дёргать — или выходи, или увольняйся, сменщица не справляется.

Работу терять не хотелось, она нравилась. Опять же, рядом с домом и коллектив хороший. Да и куда потом устроишься с маленьким ребёнком на руках. Стала искать няню. В агентствах слишком дорого, а по объявлениям небезопасно. Да и не соглашается никто на целый день. Вот ведь проблема!

Подруги. Изображение из открытого источника
Подруги. Изображение из открытого источника

Вика переехала с мамой из Узбекистана. Жили там в небольшом городе Нукусе. Без отца, он давно ушёл из семьи. Говорит, невозможно стало русским там жить. И учиться тяжело. Поэтому как закончила школу - сразу сюда. Здесь живет сестра её матери. Помогает на первых порах.

Вика с мамой свой дом в Нукусе продали за копейки. Говорит, русским не дают хорошей цены. Здесь на эти деньги жилья не купить. Поэтому снимают небольшой домишко без удобств на окраине города. Вика устроилась работать продавцом на рынок. Ездить правда далековато. А мама до сих пор работы не нашла. Переживает.

На дворе начало нулевых. Как-то незаметно подкралась дождливая промозглая осень. Марина отчаянно ищет няню. Начальница недовольна, намекает, что засиделась она уже в декрете.

Недавно во время прогулки с сынишкой Марина расклеила объявления на всех столбах и заборах в округе. А сегодня пошла проверить, на месте ли они и сколько листочков с её номером оторвано. Захватила с собой ещё стопку объявлений и тюбик клея. Желающих негусто. А в сад им ещё рано. Да и очередь подойдет нескоро.

После забега по окрестным дворам сорвалась на соседний рынок, нужно продуктов кой-каких купить. На рынке два ряда — один продуктовый, второй промтоварный. На продуктовом толкучка больше. Марина пробежалась по нему, а возвращаться решила по другому ряду, там посвободнее.

Моросил мелкий печальный дождик. Проходя мимо палатки с разным шурум-бурумом, её взгляд зацепил глаза продавщицы. Молодая девчонка — продавец выглядела как-то неуместно, то и дело перекладывая свой нехитрый товар — бигуди, расчески, заколки. Она явно замерзла. Во взгляде читалась тоска и безысходность.

Марина интуитивно остановилась около этого прилавка. Они посмотрели друг на друга. Разговорились. Познакомились. Так Марина и нашла своему сыночку няню.

Скажете глупо? Безответственно приглашать незнакомку с улицы в свой дом? Марина не видела другого выхода, кроме как довериться судьбе и вот этой симпатичной, промёрзшей до костей девчонке. Она предложила ей за услуги половину своей зарплаты. Разъяснила обязанности. И Вика с радостью согласилась. Потому что сидеть в тепле с малышом куда приятнее, чем продавать бигуди под дождем. А денег даже чуть больше.

Вика оказалась хорошей няней. Она действительно любила детей. Вот уж повезло! Марина и не нарадуется, прощает Вике небольшие огрехи - опоздания по утрам. Проспала, бывает. Зато у Вики сынишка уплетает и кашу, и суп лучше, чем у самой Марины. Вечером приходит с работы — они играют, ползают по полу вдвоем среди кучи кубиков. Или шалаш из простыни построят и сидят в нём довольные. И всем хорошо. А разве не это главное?

У Вики здесь друзей не было. Наверное поэтому она тянулась к Марине. Постепенно они сблизились, стали подругами. Хотя Марина старше на семь лет. Стали вместе гулять, делиться сокровенным. Когда у Марины случался отпуск, то и у Вики был отпуск. Марина честно делила свои отпускные, не оставляла подругу без гроша на время отдыха.

Пролетело время. Подошла очередь в сад. Надобность в няне отпала. Но подруги продолжали общаться. Правда встречаться стали реже.

Вика устроилась продавцом в павильон бытовой химии. Без образования не больно-то широкий выбор. Мама Вики тоже трудилась продавцом, только в продуктовом магазине. По специальности устроиться не смогла — возраст.

А Марина, наконец, получила возможность немного откладывать. Хотелось накопить денег и путешествовать с сыном.

Как-то гуляют с Викой в парке, та хвалится новым телефоном: «Цветной дисплей — не то, что у тебя! Взяла в кредит. А что? Жить надо сегодняшним днём!» Марина в ответ лишь плечами пожимает. Не понимает она этих кредитов. Жить нужно по средствам. А кредит — это же долг, кабала. Она, Марина, в долги старается не влезать. И Вике не советует. Отдавать всегда тяжелее, чем брать. Но Вика радуется обновкам, как ребёнок. Смешно на неё смотреть.

Однажды вечером Вика примчалась к Марине без звонка. Глаза на мокром месте.

- Выручай, мне больше не к кому идти. Встречалась с парнем, думала любит, «залетела». Он как узнал — от ворот поворот. С работы выгонят, если всплывёт. Я ж неофициально. Как без работы, у меня кредиты! Маму не хочу расстраивать. Нужно срочно решить вопрос, без шума и пыли. Это только в частной клинике. Деньги очень нужны!

Марина попыталась успокоить, убеждала подумать. Вопрос серьёзный.

Вика, не раздумывая, бросила с досадой:

- Я всё уже решила. Не хочу так же как ты одна ребёнка тянуть. Выручишь или нет?!

Марина выручила, конечно. Достала из своей заначки для путешествий.

А жизнь, знай, течёт своим чередом. День за днём. Как книга - перелистывает одну страницу за другой. Где-то бывает грустно читать, где-то весело. Страницы сухого текста ажурно переплетаются с красочными картинками.

В конце весны Вика с Мариной встретились, у Вики опять проблема. Вернее у её мамы. Мама Вики работает в продуктовом магазине. Так, небольшой павильон «шаговой доступности». Зарплата в конверте. У хозяина перед ней никаких обязательств. Хочет штрафом накажет, а захочет — премией наградит.

И надо же случиться такой беде. Зашли в павильон несколько человек, компания в общем. Все чернявые, цыгане или кто — пойди разбери. Только на маму как морок какой нашёл. Разговаривала с ними, а о чём — ничего не помнит. А когда ушли, хватилась — а денег в кассе нет. Совсем.

Там и выручки-то было немного. А теперь хозяин требует пятьдесят тысяч! Сроку дал неделю. Иначе грозится убить. Так и сказал маме: «Не выплатишь, ворона старая, найдут тебя в сточной канаве!»

Вика взмолилась:

- Марина, выручай! Мне не у кого больше просить. Кредит мне такой не дадут, я ж на птичьих правах работаю. Да и старые кредиты ещё не все выплатила. Я недавно телевизор в кредит взяла.

Марина опешила:

- У меня нет таких денег, я одна сына воспитываю. Да и нельзя идти на поводу у этого хозяина, что за беспредел! Мало ли чего он требует! В милицию надо обратиться, написать заявление об угрозах. И поверь, это не та сумма, за которую убивают. Мама твоя по частям из зарплаты должна отдать ровно то, что в кассе было.

Вика не унимается:

- Легко тебе рассуждать! Ну займи на работе! К тебе хорошо относятся, ценят. А я буду по частям отдавать тебе!
- Вика! Да не дают у нас в долг на работе, о чём ты!
- Ты ещё не просила, а уже отказываешь. Конечно, не твоей же матери угрожают!
- Вика, ну подумай. Если твоя мама сейчас уступит, не станет отстаивать свои права, потом может быть ещё хуже. Хозяин её сам же подставит и в два раза больше потребует! Что тогда?! И у меня действительно нет таких денег.
- Я же знаю, что ты на отпуск откладываешь! Что глаза отводишь? Ну возьми кредит на своё имя, пожалуйста! Тебе не откажут! Я ведь всё верну!
- Нет, Вика, извини. Я не стану оформлять кредит. Я считаю, что у данной проблемы есть другое решение...

Разговор тяжёлый и неприятный для обеих. Взаимное непонимание нависло, словно туча. Марина интуитивно чувствует свою правоту, но и Вику обидеть не хочет. Её напрягает перспектива такого долга, вся ответственность на ней. Значит нет доверия между ними.

Вика искренне не понимает, как можно отказать подруге? Ведь это всего лишь деньги, по сути - бумага! Значит и нет никакой дружбы у них. Обидно!

Напоследок Вика кричит в слезах:

- Ты мне больше не подруга! Бездушный ты человек! Знать тебя не хочу!

Марина переживает. Но что делать? Разошлись дорожки. У каждого ведь своя правда.

Была дружба и нет её. А кто виноват - дилемма.