101 год тому назад, весной в замечательном городе Николаевске, что стоит на одной из величественных рек Дальнего Востока, Амуре, произошла не очень замечательная история.
В историю (хотелось бы сказать широкую, но на самом деле малоизвестную) данное событие вошло под названием «Николаевский инцидент».
Гражданская война раздирает Российскую империю. Крах всех возможных правительств и угроза, что красный флаг, как саван, покроет всю страну. На помощь Белому движению спешат на выручку 14 стран, проводя «спасительную» оккупацию самых важных и лакомых кусков огромной империи. Например, побережье Кавказа от Гагры до Батума контролировали британскими (и их доминионными) войсками - для поддержания белогвардейцев конечно, батумская нефть и керосин тут не причем, естественно. Мы верим, да-да. О том, что творили западные державы (Франция, Британская империя и доминионы, США, Канада и многие другие, даже Румыния и Греция) на европейской части Российской империи существует довольно много публикаций. Помимо «загнивающих» западных держав, «помогали» белым еще и не менее «загнивающие» восточные страны. Япония, в частности.
Оккупация Дальнего Востока, для благих целей, как мы помним, а не ради жизненного пространства и создания марионеточных государств (любят они это дело). Конечно, были на Дальнем Востоке и другие: американский экспедиционный корпус «Сибирь», такой же канадский; итальянский легион Редента и британцы (куда ж без них). Но японцев было больше всего, и цели их стояли довольно понятные. Но оккупация была все равно довольно странной, так оккупационным войскам была дана директива: не участвовать в боях между белыми и красными, сохраняя нейтралитет. Директива, как мы понимаем, постоянно нарушалась, локально, без широкомасштабных наступлений и операций. Численность иностранной группировки была в 25 000 человек во всей стране. Да и экономический кризис начал поджимать после Первой Мировой войны.
"Приглашение в гости"
В сентябре 1918 года японские войска по приглашению местных жителей заняли город Николаевск-на-Амуре.
Чиновники и местные зажиточные написали письмо-приглашение, поставили подписи и направили бумагу японскому начальству. К 1920 году, в городе было около 300 белогвардейцев и еще японский гарнизон 350 человек под командованием майора Исикавы.
Январь 1920 года, партизанское движение под командованием Якова Тряпицына атаковало город, белые соединения вместе с японскими солдатами отбивали город почти полтора месяца, 650 человек против 3000 отряда Тряпицына. После взятия предместья города – крепость Чнырррах, партизаны начали артиллерийский обстрел Николаевска-на-Амуре. В данной тяжелой обстановке японское командование «вспоминает» (бывает у всех провалы в памяти) о своем нейтралитете, по специальной директиве. Исикава выходит на связь с Тряпицыным и объясняет. : «Мол, самураи не испугались, просто перепутали партизан с дебоширами простыми, потому и случайно рубились с ними полтора месяца, но потом партизан признали, потому мы, в японском домике с японским садом, т.е. по вашему, в нейтралитете, делайте что хотите, только на ноль не делите».
А Тряпицыну только такой расклад и нужен был, да и на ноль он не собирался делить, что ему бояться, он вообще не знал, как что делить или умножить, партизан одним словом, народный мститель. Договорились, на условиях сохранения неприкосновенности японских граждан, жителей и их имущества, для самурая я думаю сделка не плохая. Ведь у истинного самурая, нет цели.
В этот момент мы с Вами вспоминаем про бумагу – приглашение от местных жителей. Вспоминает (или подсказали) про нее и Тряпицын, по его счастью она была, так как расстреливал он именно пофамильно, кто там расписался. А если бы бумаги не было такой? Подписей? Пришлось бы всех на всякий случай расстреливать, а какой же народный мститель, если народу то не останется. Потому спасибо за бумагомарательство.
А дальше все начали в этой истории вспоминать и думать, думать и вспоминать. Тряпицын подумал ( как я понимаю не без основательно и довольно стратегически правильно), что вот-вот Амур вскроется от льда и к японцам на бамбуковых катерах прибудет свежие силы, возможно с артиллерией или бравый отряд переодетых мужиков под анимешных принцесс. Тут партизаны смекнули, у японцев есть оружие.
11 марта от штаба Тряпицына пришел майору Исикава ультиматум, японских военных разоружить. Тут японцы вспомнили, что они самураи, а не французы, во Вторую Мировую войну. Оружие вещь священная, может они и струхнули с первого раза, но во второй раз, решили драться уже наверняка, так как без оружия с ними поступили бы как и с подписавшими бумажку гражданами.
Самураи не сдаются
В ночь с 11 марта на 12 марта, японская делегация ответила на ультиматум, шквальным огнем из имеющегося орудия, включая ракеты.
Поджог
Значительная часть города заполыхала. Начальник партизанского штаба погиб, секретарь штаба застрелился (на всякий случай), Тряпицына ранило в обе ноги, но товарищи вынесли его из под обстрела. На волне внезапного нападения, Тряпицын решил застрелиться (тоже наверно на всякий случай). Товарищи отговорили. После первых дней боев партизаны были шокированы и почти сметены. Японские самураи все-таки вспомнили о своем пути. Из соседних поселков на помощь бросились отряды партизан под командованием Будрина, который и взял на себя полное регулирование вопроса с японскими вооруженными подразделениями. 4-ро суток шли бои с малочисленными японцами. Партизаны в ходе этих боев потеряли свыше 5000 убитыми, но сумели все-таки загнать остатки японцев, во главе с майором Исикава в магазин Симада.
Будрин скомандовал облить магазин керосином и поджечь, а кто пытался выбраться из адского пламени - расстреливали на месте. Исикава был добит самим Будриным, второй инициативой нового командующего было разгром и сожжение японского квартала со всеми вытекающими. На данное задание он отправляет «сахалов» (бывших уголовников, «каторжников»), как минимум 80 женщин было убито данными «героями». Народные мстители, воспользовавшись суматохой во время боев с 13 на 14 марта, в ночь, зарезали (не хотели патроны тратить) всех раннее заключенных людей в городской тюрьме, включая проштрафившихся своих же партизан. Японцы были полностью истреблены.
Уголовщина (сахалы) начала тотальный грабеж, адекватные партизаны пытались остановить произвол тряпицынских мстителей, но попытки не возымели успеха. Пока происходили стычки «свой на своего», Тряпицына назначают главой Охотского фронта, со всеми полномочиями. Первые полномочия он распространил на своего спасителя, Будрина и партизан, которые были недовольны уголовниками и их действиями. Будрина с соратниками и 16 летним сыном расстреляли.
Участь Тряпицына
Май 1920 года, японское командование направляет из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре войска, на что, Тряпицын отвечает оставлением города и его сожжением.
Во время отступления, в поселке Керби, против Якова Тряпицына организуется заговор, в ходе которого его арестовывают и расстреливают 9 июня 1920 года, а было народному мстителю и освободителю городов 23 годика.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!