Хороший руководитель должен уметь делегировать. Это прописная истина, которая касается не только руководителей, но и обычных сотрудников. Навык делегирования, безусловно, полезен и пригодится в повседневной жизни.
Существует понятие мишени делегирования, которое позволяет наглядно увидеть все свои задачи и понять, что необходимо решать самому, а что необходимо делегировать.
Если совокупность задач представить в виде мишени, то в центре, в яблочке будет то, что категорически нельзя делегировать и надо решать только самому. Это зона номер один. К таким вопросам относятся: определение целей и идей, разработка стратегии, принятие бюджета, назначение на должность и увольнение сотрудников, переговоры о заработной плате, объявление выговоров и т.д.
В следующей зоне, чуть подальше от центра, находятся задачи, которые, в принципе, могут быть делегированы руководителем при сильном дефиците времени или тогда, когда для их решения требуется помощь других. Таким образом, объемная задача может быть разбита на несколько блоков, которые и будут делегированы разным людям.
В третьей зоне те задачи, которые руководитель может делегировать, но часто этого не делает, потому что считает, что только он может с ними прекрасно справиться в силу большого опыта. На самом деле, с этими задачами прекрасно справятся и подчиненные, но для этого может потребоваться инструктаж, дополнительное обучение, контроль, обратная связь, корректирующие действия. Большая ошибка руководителей в том, что они не хотят потратить время сейчас, чтобы иметь его в будущем.
В быту этим грешат мамы, которые не приучают маленьких детей к домашним обязанностям. Говорят, что самим быстрее помыть пол, помыть посуду, почистить овощи. А потом удивляются, почему дети не помогают в быту. А потому, что их не научили, не потратили время, не сформировали навык. Получается, что в свое время мамы не потратили условно два часа, а сейчас занимаются этим постоянно, тратя уже пять часов.
В четвертой зоне задачи, которые целесообразно делегировать. У любого руководителя есть то, что может быть эффективно решено без его участия. Надо оставить иллюзии о собственной незаменимости и признать факт, что не все требует вашей включенности.
У меня был руководитель, который контролировал каждый шаг и лез в каждую запятую, а был и тот, кто доверял и требовал только результат. Так вот со вторым работать было гораздо комфортнее. С первым было ощущение, что тебя считают умственно отсталым человеком, не умеющим контролировать время.
И в последней, пятой, зоне находятся задачи, которые необходимо делегировать: рутинная работа, подготовительная работа, сбор данных для аналитики, задачи технического характера. Руководитель не должен сам решать проблемы сломавшегося кулера или небольшого сбоя на корпоративном портале. Подобные задачи точно надо делегировать другим, а все усилия сосредоточить на зонах номер 1 и 2.
Если не научиться делегировать, не уметь доверять другим, не вкладываться в их развитие, то со временем можно утонуть в море разных задач, как срочных, так и не очень. Так что навык делегирования жизненно необходимо развивать, если хотите выжить на управленческой позиции.
Ставьте лайк, если вы умеете делегировать даже в обычной жизни, подписывайтесь на мой канал, будет интересно.
Канал «Много мыслей вслух» — для думающих и амбициозных!