Найти в Дзене

Что такое ФГОС и почему его не любят — как родители, так и учителя?

Оглавление

ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Это требования, которые Правительство РФ выдвигает для всех ступеней образования в России — от дошкольного до высшего.

Все учебные заведения, которые ведут образовательную деятельность в России, должны получить аккредитацию. Одно из требований для ее получения — соблюдение ФГОС в образовательном процессе.

В этой статье мы рассказываем, какие требования Правительство РФ предъявляет к российскому образованию. А также разберемся, почему эти требования не нравятся многим родителям и педагогам.

Что ФГОС требует от образовательных программ

Для каждой ступени образования — дошкольного, школьного, высшего — есть собственные ФГОС’ы. К каждой ступени Правительство РФ предъявляет разные требования, но среди них есть много общего.

По ФГОС цель образования — научить учиться. То есть весь образовательный процесс должен быть направлен на получение учащимися такой компетенции.

Также ФГОС’ы обеспечивают:

  1. Единство образовательного пространства России. Где бы вы ни были, везде будут учить одному и тому же, по единым стандартам.
  2. Преемственность образовательных программ. Каждая ступень образования «опирается» на предыдущую, чтобы обучение шло последовательно, без резких скачков, с опорой на ранее усвоенные знания.
-2

Как составляются ФГОС’ы и что нам обещает «третий ФГОС»

Самый первый ФГОС начал действовать в 2004 году. Сейчас в России действует ФГОС второго поколения — он разрабатывался с 2009 по 2012 годы. А с сентября 2021 начнет действовать третий ФГОС.

Из нововведений, которые планируются в третьем ФГОС’е:

  1. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сказал, что обновленные стандарты направлены на развитие у детей «soft skills» — междисциплинарных и личностных навыков, которые важны при устройстве на работу.
  2. В школах будет осуществляться патриотическое, гражданское и экологическое воспитание.
  3. Второй иностранный язык — не обязательный предмет, но он будет вводиться по желанию родителей и учащихся.
  4. До 2022 года власти отказались от обязательного ЕГЭ по иностранному языку.
  5. Критерии оценки деятельности учителей и оснащенности школ стали точнее.
  6. Общая модернизация: во многих школах откроются кабинеты с VR-оборудованием, новыми компьютерами, 3D-принтерами. Также будут внедряться новые электронные системы для оценки работ и проставления отметок.
-3

Также планируется уточнить требования к оценке школьных предметов. При этом будет сделан упор на научно-техническую сторону обучения. Как говорит ректор МПГУ А.В. Лубков:

-4

За что ругают нынешний ФГОС — ФГОС второго поколения?

И учителя, и родители остались недовольны тем, что предлагал «второй ФГОС». Если кратко, то в список рекомендованных учебников входили устаревшие издания. А все обучение было направлено не на развитие познавательного потенциала, а на «натаскивание».

Что же не так в обучении по «второму ФГОС’у»?

ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. Как отмечают многие родители, до третьего класса детям очень нравилось учится. А как нагрянул четвертый класс, то все: каждый урок превратился в натаскивание на ВПР. То же касается и остальных экзаменов, особенно в старшей школе.

Фиксация списков литературы по классам. «Героя нашего времени» читаем в 9 классе — ни годом раньше, ни годом позже. Учитель может работать с учениками только в рамках произведений, «выданных» ему на этот год. И ни шага в сторону.

Требования, которые многие школы не в силах выполнить. Обязательное наличие кладовой, спортзала, костюмерной, театрального зала… Представим обычную сельскую школу. Такого количества помещений там, естественно, нет. Как итог — штраф директору за «работу не по ФГОС’у».

-5

В настоящее время ФГОС’ы меняются в сторону цифровизации образования. Также увеличивается количество интеллектуальных уроков и уроков иностранного языка.

Напишите в комментариях — что вы думаете по поводу нововведений и как относитесь ко ФГОС?