Итак. Я лысый. Если вы вдруг не замечали, посмотрите. Я, конечно, не сверкаю как шар. Но в рекламу шампуня меня бы вместо Басты точно не взяли. И сегодня я хотел бы поведать историю того, как я справился и принял еще одну деталь своей неидеальной внешности. Расскажу про этапы того, как все это происходило с психотерапевтического ракурса. Чтобы процессы были понятны, и все карты раскрыты.
Глава первая. Отрицание. История стартует с моего детства. У меня была прическа. Что-то типа афро. Удивлены? Представили красавца с упругими кудряшками вверх?
Так вот у меня было не так. Мои волосы были такие…скорее волнистые. Причесать их было практически невозможно. А если причесываешь, получается что-то вроде хаеров, которые вы могли видеть у писателей начала 20 века.⠀
Самое обидное было то, что когда я притаскивался с мамой в парикмахерскую, там восхищались моими волосами и ничего не исправляли:⠀
— «О, какие волосы, как вам повезло!»
— «О, оставьте меня в покое, женщина. Просто молчите и делайте свою работу, пока я не сдох от стыда и злости прямо здесь» — молчал я внутри своей головы.
Я очень хорошо помню свои чувства разочарования по этому поводу. Я почему-то ими ни с кем не делился. И жил с неприятным ощущением на голове, мечтая однажды все поменять. Как именно поменять, я не знал. Не было такого, что я гуглил фотки знаменитостей и разглядывал их модные завихрушки с целью копипаста. Просто гугла тогда никакого не было. Вспоминая сейчас то время, я не могу сказать, что сильно из-за этого переживал вне стен парикмахерских. Но иногда было обидно.⠀
В итоге, годам к 15 я постепенно начал уговаривать каждую следующую цирюльницу стричь покороче. Это был хороший план. И иногда мне даже стала нравиться моя шевелюра.⠀
Глава вторая. Сверхобобщение.
На следующее изменения внешности повлияли 2 фактора:
- Мой лучший друг Вася поступил в университет МВД и его там сразу подстригли налысо.
- Я посмотрел фильм «Хулиганы с зеленой улицы». Там все ходили лысые, стильные и постоянно дрались. Фильм, кстати, один из моих любимых до сих пор.
Я ничего не сказал родителям. Пошел в парикмахерскую «Улыбка» и сказал: «Брейте под тройку!»
Это было офигенное чувство. Эйфоричное. До сих пор его помню. Знаете, наверное, ни одна одежда так не обновляет имидж. Конечно, хотелось еще пойти подраться с кем-нибудь. Но надо было ехать в универ на пары, иначе папка заругает. Родители тогда немного удивились. Но, в целом, они уже давно привыкли к моим подобным экстрарешениям и быстро отказались от идеи поездки на пересадку волос.
Глава третья. Что? Мне 25 лет. В Рязани появляются впервые барбершопы и советские люди впервые видят красоту на головах, отказываясь от идеи от обезьяньей мужской красоте. Я в шоке ращу волосы и записываюсь на стрижку. И вдруг оказывается, что я начал лысеть. К 26-27 годам я уже вижу цвет своей головы, если навести на нее айфон сверху (да, я такое делал). Что?
Я узнаю, что можно мазать голову препаратом Алерана. И методично начинаю это делать. Примерно год этот вариант неплохо работает. А потом волосы начинают выпадать еще быстрее. Я зачесываю волосы так, чтобы лысина была не сильно видна. Но в один момент понимаю, что это беспросветная тупость, которая добавляет в мою жизнь кучу тревоги. А я, к вашему сведению, вообще не привык тревожиться. Мне так жить не нравится.
Глава четвертая. Принятие? Слава барбершопному Иисусу и моему парикмахеру Саше, брить голову теперь стало возможным офигенно красиво. С использованием разных лезвий и насадок на машинку.
Начинается мой медленный путь к выздоровлению. Приходит эра кепок. Я начинаю их носить гораздо чаще, чем обычно. И даже не замечаю этого. Ведь раньше они мне тоже нравились.
А как это называется? Правильно! Офигенное поведение.
В тот момент я начинаю задавать себе вопросы. Зачем я надеваю кепки в любой ситуации? Чего именно я боюсь? Ответы были примерно такие: потому что кепка хотя бы немного скрывает твою уродливость. В ней ты почти красавчик.
Понял-принял. Видимо, «я некрасивый» — мое глубинное убеждение.
Глубинное убеждение в когнитивной психологии — это что-то типа главенствующего мнения о чем-то. Как в религии: есть бог и все, никуда от него не деться. Так и здесь: некрасивый по факту, изначально и навсегда. Причем это необязательно может сильно мешать по жизни. Мне, например, это практически не доставляло хлопот до момента облысения.
Что нужно делать для проработки глубинных убеждений? Самое первое — не совершать поведение, которое подтверждает эти глубинные убеждения. То есть, в моем случае, чем чаще я ношу кепарь, тем больше мой мозг убеждается в том, что неприкрытая моя голова подтверждает мою уродливость.
Глава пятая. Принятие! Я начал делать наоборот. Практически перестал носить головные уборы летом и в помещении. Вы можете все это проследить даже по видео на моем канале. Полтора года назад вы бы не нашли практически ни одного кадра моей лысины. А теперь практически всегда вынуждены ее лицезреть.
Сейчас мне уже совсем хорошо, меня отпустило. И я не думаю об этом практически никогда. Марафон зачесов и кепок остался позади. Мысли ушли вслед за изменением поведения. Теперь я могу носить или не носить головные уборы столько, сколько посчитаю нужным.
Я бы хотел выделить из этого текста 2 мысли:
- Проблемы с самооценкой есть у всех (остальные могут пообсуждать в комментах о своей сногсшибательности, это не возбраняется). Это нормально. Нас воспитывали в неидеальных условиях неидеальные люди. Более того, до определенного момента вы можете вообще не знать о наличии каких-то проблем. Мозг даст сигнал, когда будет повод.
- Все очень несложно исправить. Иногда самостоятельно, иногда с терапевтом. Но точно можно.
Жду комментариев и подписывайтесь на мой Дзен.