Найти в Дзене
Дизайн.Порт

Выставка фотографий Александра Родченко. Советская реальность сквозь призму авангарда

Искусство советской довоенной фотографии во многом обязано смелому и экспериментальному подходу Александра Михайловича Родченко. Художник-авангардист, скульптор, фотограф, профессор ВХУТЕМАСа и родоначальник советского дизайна, он навсегда изменил историю культуры и фотоискусства. Будучи новатором, Родченко пропагандировал динамичный и экспериментальный взгляд на жизнь, использовал необычный диагональный ракурс композиции, который впоследствии стали называть «родченовским», двойную экспозицию, крупный план – все, чтобы изменить взгляд людей на обыденные вещи, создать новую, особенную, впечатляющую реальность. За свою жизнь Родченко сделал множество, по истине хрестоматийных фотографий, хорошо знакомых нам по учебникам истории и броской рекламе. Моделями фотографа были как советские граждане, спортсмены и рабочие, так и друзья, в числе которых: Лиля и Осип Брики, Владимир Маяковский, Варвара Степанова. Отражая в своих работах авангардные, революционные взгляды на жизнь и окружающие вещи
Оглавление

Искусство советской довоенной фотографии во многом обязано смелому и экспериментальному подходу Александра Михайловича Родченко. Художник-авангардист, скульптор, фотограф, профессор ВХУТЕМАСа и родоначальник советского дизайна, он навсегда изменил историю культуры и фотоискусства. Будучи новатором, Родченко пропагандировал динамичный и экспериментальный взгляд на жизнь, использовал необычный диагональный ракурс композиции, который впоследствии стали называть «родченовским», двойную экспозицию, крупный план – все, чтобы изменить взгляд людей на обыденные вещи, создать новую, особенную, впечатляющую реальность.

Фотопортрет Александра Родченко
Фотопортрет Александра Родченко

За свою жизнь Родченко сделал множество, по истине хрестоматийных фотографий, хорошо знакомых нам по учебникам истории и броской рекламе. Моделями фотографа были как советские граждане, спортсмены и рабочие, так и друзья, в числе которых: Лиля и Осип Брики, Владимир Маяковский, Варвара Степанова. Отражая в своих работах авангардные, революционные взгляды на жизнь и окружающие вещи, Родченко задал вектор развития основ современного дизайна и фотографии.

Ракурсы и ритм

Сбор на демонстрацию (1928 г)
Сбор на демонстрацию (1928 г)
Лестница (1929 г)
Лестница (1929 г)
Спортивный клуб "Динамо" (1935 г)
Спортивный клуб "Динамо" (1935 г)
Фехтовальщицы (1936 г)
Фехтовальщицы (1936 г)

Изменение привычной точки зрения, возвышение над происходящим, обращение внимания не столько на событие, сколько на жизнь вокруг него – это новый способ Родченко передачи реальности с помощью ракурса и ритма. Фотографу удается показать ситуацию как бы со всех сторон и тем самым вовлечь в нее зрителей.

Пожарная лестница (1925 г)
Пожарная лестница (1925 г)
Пионер-трубач (1930 г)
Пионер-трубач (1930 г)
Прыжок (1934 г)
Прыжок (1934 г)

Двойная экспозиция

Двойная экспозиция – еще один результат экспериментов Александра Родченко. Такой тонкий, почти кинематографический прием дает нам возможность наблюдать событие во времени, угадывать движения героя.

Александр Шевченко (1929 г)
Александр Шевченко (1929 г)
Лиля и Осип Брики
Лиля и Осип Брики
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский

Торжество человеческого тела

-12
-13

Советский человек – это прежде всего здоровое, красивое, спортивное тело, оно – демонстрация силы и могущества советского общества. Родченко видел и ценил эту красоту. В его снимках мы видим динамику движения, здоровую силу людей, готовность и уверенность на их лицах.

-14
-15

Люди

Одни из самых известных своих работ художник сделал, когда моделями его фотографий были Лиля и Осип Брики и Владимир Маяковский. Знаменитая фотография Лили Брик легла в основу рекламного плаката Ленгиза, сделанного самим же Родченко, а фотографии Владимира Маяковского служили рекламой его же сборников и выступлений.

Поэт Владимир Маяковский (1924 г)
Поэт Владимир Маяковский (1924 г)
Критик Осип Брик (1924 г)
Критик Осип Брик (1924 г)

«Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места», – так отзывался о творчестве фотографа поэт Николай Асеев в 1926-ом году.

Смелый и экспериментальный взгляд Александра Родченко на вещи завораживает зрителей, и делает его фотографии по истине уникальным явлением советской эпохи.

Знакомы с творчеством Александра Родченко? Какая фотография понравилась больше всего? Пишите в комментариях.