Найти в Дзене
Ведьма Средних лет

О сотворении мира. Где же истина??? Взгляды народов на истоки сотворения.

открытый источник
открытый источник

Интересны и своеобразны сказания о том , как возник и был создан мир. Японская космология, например, объясняет возникновение мира таким образом: " В древние времена, когда небо не было еще отделено от земли, а свет от тьмы, существовал только первичный эфир, смесь, подобная яйцу. Свет, как более легкий, поднялся наверх и образовал небо; тяжелая тьма осела на воду и дала сушу".

В резком противоречии с этим материалистическим пониманием возникновения мира у восточно-азиатских народов стоит философский взгляд, нашедший себе выражение в индийских космогониях. 129-й гимн в 10-й книге Ригведы говорит следующее: " Тьмою было покрыто все нераздельное сначала водное пространство. Затем возникли ночь и волнующееся море. Из волнующегося моря родилось время, которое точно установило дни и ночи, время, которое имеет власть над всем видимым. По порядку Создатель произвел солнце и луну, небо и землю, воздушное пространство и царство эфира".

Что подобное учение не является продуктом наивного народного творчества, а произведением жрецов и мыслителей, - это ясно само по себе; в действительности среди народов Индии были распространены совсем другие взгляды на возникновение мира. У них мы находим последовательно разработанную идею развития животного и растительного мира по первообразу. Так, например, в одном месте говорится: " Вначале все это представляло из себя ничто; но оно изменилось и превратилось в яйцо, которое лежало целый год; оно затем разделилось на две части и обе половины стали серебром и золотом; серебро это земля, золото - небо, оболочки - облака, сосуды - реки. Рождено было только солнце". Еще в более ясном и в то же время в чрезмерно поэтическом виде представляется нам возникновение мира в следующем мифе : " Из первичного водного пространства поднялся золотой цветок лотоса; из почки этого цветка произошел Брама, который и создал из отдельных частей цветка части мира". Почти подобное течение мысли замечается также и у египтян.

Совсем иначе обстоит дело у северных германских народов. В космогонии "Эдда" упоминается только о первичном времени, зияющей бездне, мировом пространстве и материи, которая у германцев как и у многих диких народов, принимается за нечто первичное, вечное, которое лишь потом было преобразовано богами.

Еще иначе говорит о создании мира Библия: личный всемогущий бог создал из ничего мир, но не сразу во всем его великолепии и полноте развития; " земля была сначала дикой и необитаемой, тьма была над бездной и Дух Божий носился над водами" - другими словами здесь проскальзывает идея о материи, окруженной тьмою, и о сверхъестественном Существе, преобразовавшем и переделавшим материю наилучшим образом. Дальше в Библии говорится: " И Бог сказал: да будет свет, и стал свет" - следовательно выходит, что по одному слову Бога появился свет; но если вспомнить, что древние народы представляли себе свет чем-то вещественным и что материя - как это видно из первой главы первой книги Моисея - уже существовала к тому времени, то нет необходимости думать о действительном возникновении света из ничего; это явление гораздо проще представить себе в виде обособления светового вещества от остальной материи, и тогда мы будем иметь воззрение, которое свойственно и другим народам.

Подобное же разграничение произошло по слову Бога и в разделении первичного моря на две половины, которые были разъединены небесной твердыней, и в отделении суши от моря. Затем были созданы растительный мир, небесные тела, животные и человек.

Как ни выделяется резко, по своему своеобразному монотеистическому характеру, предание Моисея, среди других учений о происхождении мира, все-таки существенное отличие от прочих космологий мы находим только в первом стихе первой книги Моисея, где говорится о сотворении земли и неба из ничего.

Но вот Генрих Циммер в своем превосходном сочинении по библейской и вавилонской историях обращает внимание на то, что книга Моисея была написана или во время вавилонского изгнания, или после него, следовательно, не ранее 6 века до РХ, и что она не вполне согласуется в более древними преданиями израильтян, по которым до сотворения мира Богу будто бы пришлось выдержать борьбу с враждебными существами ( Левиафан, дракон, змей).

Вот это станет более понятным, если мы для сравнения припомним древний вавилонский миф в том самом виде, в котором он дошел до нас в клинообразных письменах из библиотеки ассирийского царя Ассурбанипала , относящейся к 7-му веку до Рождества Христова. Это повествование о сотворении мира начинается следующим образом:

" Однажды, в то время, когда небо вверху еще не было обозначено,

А внизу земля еще не имела названия,

Когда еще океан, их первоначальный создатель,

И первопричина Тигамат, их общая мать,

Смешали вместе свои воды.....

Тогда произошли первые боги".

Другими словами это значит: сначала существовало только первичное море, олицетворяющееся в виде мужского и женского существ. Затем произошли боги. Тимагат , мать богов, восстала против верхних богов и призвала себе на помощь в борьбе разных чудовищ. Мардук вооружается луком, колчаном, серповидным мечом и трезубцем и выезжает на своей боевой колеснице навстречу Тимагат; он пронзает мечом Тимагат, берет в плен ее помощников и рассекает ее труп на две части:

" И одну часть он сделал небесным сводом,

И провел границу, и поставил сторожей

Смотреть за тем, чтоб не вытекали ее воды."

Таким образом возникло небо, как и в предании Моисея, где верхние воды - небесный океан - были отделены небесной твердыней от нижних, то есть от земного океана.

Весьма возможно, что иудеи заимствовали эту легенду от вавилонян, и затем уже подвергли ее дальнейшей переработке. Сотворение мира из ничего, составляющее важнейшее отличие легенды Моисея от остальных космогоний, является только позднейшим приобретением иудейской религии.

Иудейским и индийским мифам о сотворении мира нельзя отказать в том, что они поднялись на известную высоту благотворным влиянием философии и религии. Но в то же время нельзя закрыть глаза на то, что ни те, ни другие не давали возможности подойти хоть сколько-нибудь близко к естественно-историческому пониманию и объяснению происхождения мира. Скорее подобную возможность можно допустить у восточно-азиатских народов, космогония которых исходила из величественных материалистических взглядов на возникновение мира; но зерно материалистического миросозерцания не могло распуститься здесь в роскошный цветок, и поэтому нам приходиться сознаться , что ни у диких, ни у древних культурных народов не было и речи о научном исследовании земной коры. Крупный шаг в этом направлении был сделан греками, и благодаря лишь им, сделалось возможным систематическое научное освещение этого вопроса.

Обращаясь теперь к их взглядам на этот вопрос, появилась необходимость изучения и исследований земной коры..... Продолжение следует.