Человеческий фактор – термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.
Я выбрал эту тему, потому что на данный момент большинство различных катастроф связано с человеческим фактором и хотелось бы знать, как уменьшить его влияние.
На сегодняшний день человеческий фактор играет серьёзную роль в работе наземного и воздушного транспорта.
За 2017 год в России год произошло 133 203 автокатастрофы, потерпели крушение около 20 российских воздушно-транспортных средств. По подсчетам в 90% случаев виной всему является человеческий фактор.
1.Требования к водителю:
При трудоустройстве на работу водителем транспортного средства, выдвигаются определённые требования. Для каждой категории они различные. Рассмотрим требования к водителю наземного транспорта и к водителю воздушного транспорта.
1.1.Требования к водителю наземного транспорта:
Водитель наземного транспорта должен знать:
- особенности законодательства в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;
- основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Водитель наземного транспорта должен уметь:
- проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки;
- обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов;
- использовать в работе различные типы тахографов.
Водитель наземного транспорта должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
К управлению наземным транспортом, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей наземного транспорта не предъявляются.
К управлению наземным транспортом допускается лицо, предоставившее справку о физическом и психическом здоровье
1.2.Требование к водителю воздушного транспорта:
Водитель обязан предъявить свидетельство пилота, справку о физическом и психическом здоровье.
Обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации:
- воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот;
- вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота;
- любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно.
Приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Продемонстрировать умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушных судов, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота
2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора
Чтобы попытаться уменьшить влияние человеческого фактора на работу транспорта, люди придумывают различные способы. Рассмотрим современные способы, которые применяются на сегодняшний день.
2.1. Современные способы
Для наземного транспорта:
1.Водительские права.
Водитель, не имеющий прав на управление транспортным средством, получает штраф в размере от 500 до 30000 рублей. Из этого следует, что водитель, чтобы управлять транспортом без проблем, должен пройти обучение в автошколе и получить все необходимые навыки.
2.Правила дорожного движения.
При обучении в автошколе будущий водитель изучает все правила дорожного движения. При их несоблюдении водитель может получить штраф и различные санкции, вплоть до лишения водительских прав.
3.Знаки дорожного движения.
На дорогах увеличивается количество различных знаков дорожного движения. Это делается для того, чтобы водитель соблюдал правила дорожного движения. Изображение на знаки нанесено яркой светоотражающей краской, чтобы водитель мог заметить их издалека.
4.Камеры.
На дорогах установлены камеры, следящие за нарушениями. Они заставляют водителя следить за скоростью передвижения управляемого наземного транспорта.
Все эти пункты заставляют человека соблюдать правила дорожного движения, а это в свою очередь уменьшает влияние человеческого фактора.
5.Система круиз-контроль.
Эта система поддерживает заданную скорость в потоке автомобилей.
Для воздушного транспорта:
1. Система автопилот.
Самый основной способ борьбы с человеческим фактором в воздушном транспорте это система автопилот. Её начали использовать уже в 1930 годах. Основная идея системы заключается в том, что во время полёта пилот не управляет самолетом.
2. Еда.
Ни для кого не секрет, что в кабине находятся два пилота. По правилам они обязаны есть разную пищу. Если одному будет плохо, то другой пилот всегда может заменить.
3. Оценка здоровья.
Перед каждым вылетом пилот проходит медицинское обследование и допускается на рейс только в случае полного физического и психического здоровья.
4. Диспетчер.
Всеми летчиками управляет диспетчер. Он даёт разрешение на взлёт и посадку, что исключает столкновение самолётов на полосе или взлётной площадке по вине пилота.
Благодаря всему этому уменьшается влияние человеческого фактора на работу воздушного транспорта.
2.2. Перспективные способы
Современный мир изменяется, появляются усовершенствованные виды транспорта и для уменьшения влияния человеческого фактора на работу транспорта необходимо искать новые перспективные способы.
Для наземного транспорта:
1. Система автопилот.
Пойдя по примеру воздушного транспорта авто инженеры учатся внедрять в свои изделия систему автопилот, что должно максимально исключить человеческий фактор. Примером внедрения данной технологии является автомобили марки Tesla. Среди всех тестируемых автомобилей с данной системой только один попал в ДТП, но по заключению экспертов та авария произошла по вине водителя, который столкнулся с Tesla.
2. Система Hands Free.
Дословно название системы переводится как свободные руки. Она заключается в том, что при поступлении звонка на мобильный телефон, он автоматически переводится на автомобиль, и разговор осуществляется через динамики, расположенные в автомобиле, при этом руки остаются на руле.
3. Система предотвращения аварий.
Суть системы заключается в том, что она реагирует на нарушения различных правил или на другие транспортные средства в опасных зонах звуковым сигналом, что способствует принятию водителем правильного решения.
4. Система контроля полосы.
Постепенно в автомобили внедряется система контроля за полосой. При съезде с полосы автомобиль воспроизводит звуковой сигнал, также способствуя принятия водителем правильного решения.
Для воздушного транспорта:
Система автоматических взлёта и посадки.
Система заключается в том, что при взлете и посадке самолет подключается к ней и через систему автопилот производится взлёт или посадка, без участия пилота. Как итог пилот вообще не будет влиять на самолёт. Из этого следует, что будет полностью исключён человеческий фактор.
Все эти системы сделают транспорт более безопасным, что будет способствовать спокойному перемещению.
«Чудо на реке Гудзон»
15 января 2009 года самолёт Airbus A320 столкнулся со стаей птиц и начал стремительно терять высоту. Пилотом было принято решения садиться на реку Гудзон, так как по его расчётам до аэропорта они бы не дотянули. Чудом посадка прошла успешно, но экипажу было предъявлено обвинение в том, что они не спасли самолёт, а сели на воду.
В суде обвинение предоставило запись эксперимента на авиа тренажёре в точно таких же условиях, где самолёт успешно совершил посадку в аэропорту. Пилот ответил то, что в эксперименте они не учли человеческий фактор, то есть время, затраченное на принятие решения. Был проведен повторный эксперимент, где 30 секунд отвели на принятие решения. Самолет до аэропорта не долетел. Экипаж самолета был полностью оправдан. Эти события легли в основу художественного фильма «Чудо на Гудзоне» (2016г). (ссылка на фильм)
В своей статье я достиг поставленную мною цель и узнал, что существует много способов уменьшения влияния человеческого фактора на работу транспорта. По моему мнению, самым действенным из них и в наземном и в воздушном транспорте является система автопилот, т.к. она предоставляет управление транспортом программе, которая не имеет свойства совершать ошибки.