Маленький ребенок страдает от того, что живёт в мире, не созданном для детей.
Здесь действуют законы воинов. Мы все потомки воинственных племён, боровшихся за земли самым жестоким образом.
У племен, до прихода цивилизации не было этой проблемы отдаления от своего естественного существования, от природы. Когда англичане столкнулись с туземными племенами Америки, они увидели мир, в котором царила взаимовыручка, а не соперничество, как в западном мире. Они хотели купить у них землю и столкнулись с тем, что владельцев у неё не было. Потому что люди верили, что земля - это их мать, а не материальная собственность. Колонизаторы хотели знать, кто здесь главный, а им отвечали: "У нас нет главных. Все обсуждается в общине. Мы племена. У нас как в семье - царит любовь и всё общее.
Мы убили в себе "примитивное начало". Мы запретили себе "примитивное начало". Мы называем его дикостью, варварством. И судя по всему, это возникло как раз вместе с появлением цивилизации. Но то, что мы называем цивилизацией или мужским господством - всё это началось около ~7000 лет назад... не так давно. И историки всегда видели в этом некий скачок: появление календаря, письменности, научных открытий. Истоком знаний мы всегда отмечали прогресс цивилизации. Сама цивилизация для нас всегда казвлась прогрессом. И мы не обращали внимания на то, что сейчас волнует археологов - когда же появились несправедливости РАБСТВА? Когда же начались постоянные ВОЙНЫ?
Воинственный дух, которое принесло мужское господство, наверняка побудил в матерях желание защитить детей от этой жестокости и опасности. Должно быть это и стало началом угнетения женщин и их психологического подавления.
Мы все привязаны к установком общественного мнения и того что принято в культуре. Все это имеет собственную энерцию. Это единственный образ жизни, который нам знаком. Каждый раз, когда мы имеем дело с нашими детьми, мы вынуждены проявлять насилие, потому что мы не знаем, как иначе... Достоевский говорил, что настолько уважал детей, что всегда говорил им правду. Мы своим детям стараемся объяснять ВСЁ, чтобы они понимали. Но есть некоторые вещи, которые мы не можем объяснить. Ведь они возникают потому что так устроен мир. То есть мы как бы являемся носителями жестокости, когда говорим ребенку, что он ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, а не другим. Мы как будто исполняем функцию, которая нам дана как родителям. Передаем культуру, которая говорит, что общественный уклад для нас обязателен.
Ребенок изначально рождается свободным. Но постепенно он оказывается в плену у страхов. Он становится "одомашненным". Ему постоянно говорят, что он не может делать то, что ему хочется и нравится. Чеще всего он слышит слово "НЕТ" и "НЕЛЬЗЯ". "Нет! Не трогай это! Не делай этого! Нет! Это может сломаться! Сиди спокойно!". Наш мир не предусмотрен для детей.
Парадокс в том, что все мы тоже когда-то были детьми и мы забываем об этом. Мы не хотим признавать свои ошибки. В некоторой степени мы были невинными (до определённого момента). Но у нас не хватило гениальности и творческой энергии для того, чтобы изменить ситуацию. Мы не сумели противостоять натиску и стали каналом, который пропускает через себя общественное сознание.
В нашем обществе господствует система, которую лингвист Джордж Лейкоф назвал моделью "СТРОГОГО ОТЦА". Эта модель основана на убеждении, что если кто-то совершает какой-то проступок, лучшим способом пртиводействия является угроза. Но материнская, женская позиция подразумевает веру в то, что ребенок в первую очередь нуждается в ПОНИМАНИИ и УЧАСТИИ. "Что с тобой происходит? В чем проблема?". Если перенести эту ситуацию на взрослого (на преступника), то согласно модели "строгого отца", он должен быть отправлен за решётку, а то и на смертную казнь. Степень суровости наказания возрастает вместе с желанием ПОДАВИТЬ, ПОДЧИНИТЬ себе. И мы имеем относительно неплохой, чисто внешний результат.
Все это основано на убеждении, что ребенок изначально плохой, что он не захочет подчиниться. Что в нём заложено некое зло ("первородный грех"), которому нельзя потворствовать.
Ребенка можно НАКАЗывать (от слова "наказ" - учить, вразумлять) в ласковой форме, разговаривая с ним. Да, да! С детьми надо постоянно вести диалог. С 5 лет ребенку уже не нужен "родитель - надзиратель", ему нужен друг и собеседник.
Например, любящая мама может спокойно сказать своему ребенку: "Так нельзя делать. Это тебе не сойдёт с рук. Сегодня ты не пойдешь гулять. Ты не должен себя так вести". Конечно, можно быть строгим, но всегда по принципу "жесткая рука в мягкой перчатке". Методы воспитания не должны порождать панику и страх у ребенка. Уважение не может основываться на страхе.
Родителям нередко нравится ощущать себя главными. Им нравится, когда их уважают. В иудеохристианской традиции есть знаменитая заповедь "почитай отца твоего и матерь твою". Но я думаю, что изначальный смысл этой религиозной заповеди заключается в любви к родителям. Однако, постепенно эта любовь превратилась в уважение (почтение), когда родители занимают доминирующее положение, пользуются безусловным авторитетом. Таким образом вытравив Любовь из религиозного закона. Эта позиция для родителей стала своего рода укрытием, потому что они чувствуют себя виноватыми. Им больно видеть как их ребенок плачет или страдает. Они не знают - как лучше. Поэтому они прячутся за своим авторитетом. Им легче занять репрессивную позицию. За всем этим стоит - страх, стыд и гнев.
Но если постараться, то всегда можно улучшить общение. Постараться найти баланс между любовью и уважением. Не позволять себе давать волю агрессии. Мы часто не отдаем себе отчета насколько негативно сказываются на дальнейшей жизни ребенка чрезмерная строгость в воспитании, постоянные упрёки и замечания (особенно на людях), принуждения в детстве и, особенно, НЕ желание понять и услышать. Мы сами порождаем "монстров". Недавний кровавый инцидент в Казани - яркий пример "побочного продукта" этой системы взаимоотношений.
Все мы родом из детства! Оттуда мы приносим во взрослую жизнь незажившие раны. Разочарования. И самое главное - чувство нехватки любви. Недостаток любви - это настоящая эпидемия, захвативашая весь мир. Нет ни одного поколения, которое получило бы сполна всю любовь, в которой оно нуждается. Родители или работают, или уходят на войну, или пытаются свести концы с концами. А на общение с детьми не остаётся ни сил ни времени. Условия нашей жизни (особенно экономическая ситуация) бьют по детям.
КАЖДОМУ РЕБЕНКУ В ЭТОМ МИРЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ.
Но мать и отец не могут дать достаточно тепла, ведь их собственные сердца тоже не получили столько любви, сколько им было необходимо. И когда приходится отдавать любовь своему ребенку, родители оказываются в состоянии внутреннего конфликта. Им не достаёт той наполненности (целостности), которая позволила бы всецело посвятить себя этому чувству - любви. И им приходится уделять время самим себе, ИСКАТЬ СЕБЯ. Так что вопрос в том, как людям достигнуть большей наполненности и Целостности. Ведь только в этом случае мы сможем дать больше любви друг другу и своим детям. В наши дни в этом хорошо помогает психотерапия (особенно групповая). Техники психологического исцеления путём свободного общения в группе, благодаря которым люди могут научиться строить более здоровые отношения. Отказавшись от некоторых агрессивных моделей поведения, исходящих из детства.
Важную роль играет работа с прошлым. Изначально психотерапия подразумевала именно это - обращение к прошлому, к детству. Во время сеансов психоанализа люди говорили о своём прошлом, чтобы по-настоящему освободиться от него. Чтобы сказать: "Да, это произошло! Но теперь я хозяин своей жизни и у меня есть возможность меньше зависеть от паттернов, идущих из детства". Зачастую, когда человек говорит о своем детстве, он сам становится ребенком. И порой, обсуждая прошлое, мы не можем сдержать слёз. И это нормально! Мы плачем от боли неисцеленных ран.
Мы все - жертвы нездорового общества. У каждого из нас есть свой набор обусловленностей, который неосознанно нас заставляет жить не своей жизнью.
Я согласен с Фрейдом, что цивилизация - это ответ на тяжёлые времена, когда мир переживал нехватку всего необходимого для жизни. В этой ситуации мужчинам пришлось стать хищниками, завоевателями. Сегодня же завоёвывать в мире больше нечего. Все уже 100500 раз завоёвано. Но мы по-прежнему ведем себя как варвары и захватчики. И это очень мощная сила. Но поведение завоевателя - это поведение разбойника. Это бесчеловечное поведение. Мне кажется мир, который мы называем цивилизованным - безнравственный, жестокий, потому что в нём нет места любви к ближнему. Нет места стремления к ОБЩЕМУ благу. Как будто бы общество всё еще боится, что закончится еда, у него отнимут территории, что придётся защищаться и хватать всё, что попадётся под руку.
Работая над собой, человек приносит ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ своим детям! При этом не пытаясь занять ту или иную позицию. Все говорят: "Конечно детей нужно любить!". Но этот совет мало чем помогает. Мы ведь и так их любим, потому что они наши дети. "Но мы такие, какие есть" - базовая установка людей инфантильных. "Мы не можем дать им то, что дать им не в состоянии." НО когда человек стремится стать лучше как личность - это серьёзно меняет дело.
Но мы не хотим признавать ошибок. Не хотим признавать что с нами что-то не так. Многие в этой ситуации говорят: "У меня нет никаких проблем" - а это симптом серьёзного психологического неблагополучия.
Если ты работаешь над собой, то ты делаешь добро своим детям. Но работа над собой не входит в планы большинства людей. Внутренняя жизнь многих не очень интенсивна. Они заняты решением насущных проблем... так устроен мир.
Лк 12:29-31: "Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам."
Поэтому, если у родителей есть внутренняя духовная подпитка - это оказывает благотворное влияние и на детей.
"У меня нет на это времени".
С каждым разом работа превращает человека в РАБА. У него стало гораздо меньше свободного времени. Все более насущным становится вопрос выживания. И тем не менее есть люди, которые осознают эту необходимость. Они находят время на то, чтобы заглянуть внутрь себя и хорошенько там покопаться. Некоторые принимаются писать (как я), и это помогает им лучше понять то, что с ними происходит в настоящий момент. Прекрасной заменой сеансов психотерапии может стать общение с друзьями. Но лишь в том случае, когда речь идёт о настоящей дружбе. Много друзей не бывает.
Тоже самое с любовью. Это не только исключительно наслаждение. Не только стремление получить, быть любимым... Глубокие чувства имеют силу Преображения (второго рождения... духовного рождения). Хорошо, если у вас есть близкие люди. Пускай их не много. Пусть всего один человек. Но ваши с ним отношения искренни. Они настоящие! Когда вы можете быть откровенными друг с другом. Они служат хорошим стимулом, чтобы не заблуждаться на свой счёт. Не быть слепым по отношению к самому себе и к тому, что происходит в твоей жизни.
Но, к сожалению, эта модель общества делает человека слепым.
В наших отношениях к детям очень много противоречивого. Есть некоторая неискренность. Кажется, что детство - это сплошной праздник. Например, Рождество или Новый год - празднуют с большим размахом и детям принято дарить целую гору игрушек. Но за всем этим стоит огромный бизнес. Телевидение и культура превратила людей в потребителей. Теперь уже и дети стали их целевой аудиторией. Я был в недоумении, когда детском канале была реклама для детей, в которой призывали детишек скорее просить родителей купить им розовую пони. Теперь дети в школах хотят иметь крутые телефоны. И им стыдно, что у Вани, Кати и Пети телефоны круче, чем у них.
Так что в этом обществе в проявлениях любви присутствует много фальши. Кроме того, сами родители любят выставлять напоказ свою так называемую любовь к детям. Такая любовь, думаю, является некоей формой безмолвного детоубийства.
Когда за помощью к психотерапевту приходит взрослый, то зачастую наружу прорывается его внутренний ребенок. И этот ребенок начинает протестовать, жаловаться на то, на что в детстве он не мог или не смел пожаловаться. Мне кажется очень важным, чтобы взрослый человек сумел пробудить в себе этого внутреннего ребенка - очень обиженного на отца или на мать. От того, что в прошлом он был вынужден подавлять свои чувства и эмоции. И может дойти до того, что человек будет считать виноватыми своих родителей. Он будет испытывать чувтсво гнева, которое сейчас может показаться бессмысленным. Но это тот гнев, который он испытывал в детстве. Если человеку не позволено испытывать чувство, то он становится похожим на кастрированное животное. Любое животное рано или поздно поддается укрощению. Оно даст понять - "всё, сдаюсь"... Тоже самое происходит и в жизни человека.
Взрослому необходимо извлечь из подсознания детскую боль и обиду, чтобы снова стать полноценной личностью. Только тогда он сможет по-настоящему любить.
А для этого нужно быть свободными в принятии решений. Человек не должен быть "укрощенным животным". Нужно преодолеть в себе комплекс "хорошего ребенка". Я должен любить своего отца и свою мать. Высвобождение этого гнева означает начало Пути к Свободе.
Я считаю, что в христианской морали заложено серьезное противоречие: с одной стороны она проповедует любовь к ближнему, и в тоже время НЕ УЧИТ любить самого себя. "Возлюби ближнего своего как САМОГО СЕБЯ". НО на практике выходит что эта идея означает НЕ ЛЮБИ самого себя. Ведь адепты говорят, что это эгоизм!
Но проблема в том, что любовь к ближнему не работает без любви к самому себе. Ведь большинство людей мучают себя. Загоняют себя в невроз. Считают себя плохими и недостойными. Превращаются в надсмотрщиков над самими собой. Они подавляют себя. Обесценивают себя. Я много лет пробыл в этом религиозно-токсичном состоянии. Мы многое делаем, чтобы ограничить, поработатить самих себя.
А еще мы отдаляемся друг от друга. Возможно, это связано с технологическим прогрессом. Хотя изначально средства связи были предназначены, чтобы быть в контакте с людьми, хотя и не заменяли живое общение. Тепепь же гаджеты стали зачастую препятствием и причиной семейной ругани.
Контакт очень важен. Животные устанавливают контакт со своими детенышами при помощи языка. Кошка вылизывает своих котят. Люди тоже нуждаются в чём-то подобном. Дети-сироты часто умирают в больницах, несмотря на то, что казалось бы получают хорошее питание. Очень высокий уровень смертности. Они погружаются в состояние апатии. Пропадает желание жить, когда они чувствуют, что их некому приласкать и позаботиться.
Существует очень большая потребность в любви. Её нам хронически нехватает. Это связано с подчиненным положением женщины в современной черезчур мужской цивилизации. У женщины меньше авторитета. Бывает, что материнская забота о ребенке не ценится так высоко, потому что мать будто бы пустое место.
В некоторых культурах развивается представление о том, что забота о детях и стариках - это наоборот очень хорошее вложение. В обществе всегда пытались сэкономить на воспитании детей. Как некое излишество. Но на самом деле - это самое лучшее вложение! Потому что речь идет о человеческих ресурсах. О качестве жизни. О счастье. Мы сами не знаем, как дорого нам обходится отсутствие счастья.
Чтобы излечить общество, сначала нужно излечить семью. Но для этого для начал нужно излечить "внутреннюю семью": наш мозг состоит из трёх частей (триединый мозг). Одна его часть отвечает за инстинкты. Её можно сравнить с ребенком. Средний мозг - это мать. Он отвечает за основу наших отношений с другими людьми и за то, как мы их чувствуем. И третья - кора мозга - интеллект-батя.
Нам нужна система воспитания для трехмозговых существ. Но ведь мы развиваем ТОЛЬКО интеллект! Что нам в действиетльности нужно, так это Любовь и Свобода. Это похоже на то, что если бы отец постоянно давил на мать и ребенка. Для исцеления необходимо уравновесить эти три силы. Эти три центра мозга. Я об этом подробнее говорю в своём бесплатном марафоне. Нужна, своего рода, семейная демократия, не только в отношения мужчины и женщины. Не должно быть злоупотребления властью, слепоты относительно того, чего на самом деле хочет ребенок и что он испытывает.
Мир нуждается в особой политике в области сознания. Не так давно появился интерес к политике в области экологии. Но пока нет политики, направленной на развитие сознания, на излечение тех недугов, о которых я писал выше, общество таким и останется и будет порождать казанских и керчинских "монстров", которые родом из детства...
Я просто хочу изменить эту описанную мной реальность. Внести свой вклад в общее дело. Каким образом? Есть много идей. Кто со мной? Мне нужны эксперты в области ЗОЖ, ПП, фитнес, экзистенциальной и гуманистической психологии, бизнеса и финансов.