Антирекорды, нехватка врачей и «чёрный список» Д. Шеряко
Стабильно нестабильная — так можно было бы охарактеризовать ситуацию с коронавирусом в Крыму. Методичный рост числа заболевших вроде бы прекратился, но состояние ежедневных «качелей» (то чуть в плюс, то немного в минус) пока не даёт повода уверенно говорить о снижении уровня заболеваемости. Собственно, в прошлом году подобную картину называли выходом на плато, за которым предполагается спуск; сегодня данная терминология не используется, поскольку не ясно, последняя ли ступенька пройдена. На данный момент статистика поражения вирусом в Крыму в целом остаётся выше среднероссийской, а на территории самого полуострова в лидерах — Ялта, Феодосия, Судак и Симферополь.
Но, как бы там ни было, число заболевших, требующих госпитализации, за минувшую неделю чуть уменьшилось, дополнительные койки ставить не пришлось. По данным, которые на заседании оперативного штаба привёл министр здравоохранения республики Александр Остапенко, в стационарах сейчас находятся 3222 пациента с подтверждённым ковидом и внебольничными пневмониями, на амбулаторном лечении — 4833. При этом выросло число тяжёлых больных — их уже 392, в том числе 11 находятся на ИВЛ, 98 — на неинвазивной терапии и более тысячи получают кислород.
Антирекорд зафиксирован и по смертности: за минувшую неделю в Крыму от коронавируса умерли 79 человек. По словам начальника управления Роспотребнадзора по РК и Севастополю Натальи Пеньковской, это максимум в единицу времени за весь период пандемии. Большинство обратилось за медпомощью позже второго дня заболевания. И вот тут мы непосредственно сталкиваемся с первой и главной проблемой — как её своевременно получить.
В сотый разГлава Республики Сергей Аксёнов напоминает: при первых же признаках недомогания оставайтесь дома и вызывайте врача. При этом сам же прекрасно понимает, что медики загружены сверх всякой меры. Даже «скорые» приезжают на вызов с задержкой, в первую очередь направляясь по самым неотложным адресам. Терапевт на дом придёт, но нужно, во-первых, дозвониться в регистратуру, и во-вторых, болеть с высокой температурой. Учитывая, что сейчас в одном Симферополе на 117% превышен порог заболеваемости ОРВИ, чего никогда в летние месяцы не было, а нынешний штамм коронавируса по первым признакам здорово смахивает на респираторную инфекцию, можно представить, как пугаются люди из-за заболевшего горла и ломоты в суставах. Скорее всего, отчаявшись дождаться доктора, пациент сам отправится в поликлинику, аптеку, за продуктами. По дороге заражая других то ли ковидом, то ли чем иным.
С. Аксёнов требует, чтобы в поликлиниках не было очередей. Разумно, и вот недавний живой пример, каким образом это требование исполняется. Опасающийся коронавируса чихающий и кашляющий человек хочет сдать ПЦР-тест. Чтобы сделать это бесплатно, нужно направление терапевта. Но терапевт на дом не приходит, а в поликлинике запись на приём примерно дней через десять… При этом доктора на месте, в коридорах пусто, никакой опасной очереди. Единственный вариант попасть-таки в заветный кабинет, это произнести пароль: я по острой боли. Правда, направление на тест всё равно не дадут, так как за этим надо к другому врачу, запись через неделю…
Это ситуация из моего близкого окружения, а у Главы и на различных официальных ресурсах таких обращений множество. Особенно сложная ситуация в Ялте, где поток людей очень большой, а врачей и медперсонала остро не хватает: дефицит — порядка 50%. Для помощи городу в условиях повышенной в курортный сезон нагрузки в Ялту уже прибыли дополнительные силы Федерального медико-биологического агентства России — при необходимости ФМБА готово эту группировку увеличить.
На фоне происходящего на штабе снова говорили о соблюдении норм противоэпидемиологической безопасности, от ношения масок в общественных местах до отмены увеселительных мероприятий. Тут, надо отметить, немало отрадного. Глава увидел, что на транспорте наладилась дисциплина: все водители и почти все пассажиры ездят в масках. Правда, выяснилось, что в Крыму есть свои «диверсанты» — клубы и прочие заведения, вопреки запрету работающие ночью. На примере Судака, где таких диссидентов больше всего, рассказали, как это устраивается. В 23.00 объекты делают вид, что закрылись, позже, в час-два ночи, когда вероятность встретить проверяющих меньше, снова начинают новую, ночную смену.
Каких только характеристик С. Аксёнов не дал таким владельцам! Но, похоже, разговоры и уговоры их никак не пугают, так что виновным опять грозят судебными решениями и закрытием на срок до 90 дней. А ещё — попаданием в «чёрный список» Дмитрия Шеряко, министра экономического развития. В этом ведомстве корпят над созданием соответствующего реестра, фигурантам которого отныне никакие меры господдержки и поблажки не светят. Доверие потеряли. В списках «неблагонадёжных» уже значатся 76 злостных нарушителей противоковидных мер. И напротив, для ответственных есть «белый список», им разрешено легально работать ночь напролёт. Речь о выполнении требований по вакцинации всех сотрудников (с проверкой штатного расписания, так что с «практикантами» не забалуешь) и предоставлении доступа к камерам видеонаблюдения. Таких заведений пока 23, притом, что пакеты документов на получение соответствующего разрешения подавали 87 объектов.
Кстати, разрешение за подписью Главы — документ, а вот похожая бумажка от главы сельского поселения — нечто новенькое. В ходе заседания оперштаба выяснилось, что такой креативный руководитель есть в Песчаном Бахчисарайского района. Посёлок это приморский, курортный, и несколько действующих на его территории объектов питания и развлечения отмахивались от проверяющих разрешениями на работу в ночное время, выданными… главой администрации поселения. Даму зовут Ольга Твердова, и Сергей Аксёнов публично предложил ей самой написать заявление об отставке, пока это не произошло по результатам проверки правоохранителей.
«Сегодня будет обращение в прокуратуру по поводу проверки деятельности главы администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района. Ситуация вышла за грани. Глава администрации сама принимает какие-то акты», — возмутился он.
Объективности ради отметим, что коронавирус не только по ночам выходит на тропу войны, он и днём не дремлет. Значит, самым первостепенным и самым здравым решением является ускорение прививочной кампании. По данным Минздрава, первым этапом в Крыму вакцинировано 428 263 человека, обе аппликации получили 362 704. Остаток вакцины в медицинских организациях составляет порядка 30 тысяч доз, плюс к тому, в республику поступила партия в количестве 33 тысяч доз, в ближайшее время в медучреждениях будет ещё около 22 тысяч.
Как подчеркнул Александр Остапенко, 98% пациентов, лечащихся от коронавируса в стационарах, не делали прививок, а в тех двух процентах случаев, когда и на фоне вакцинации болезни всё-таки не удалось избежать, прогнозы по течению заболевания крайне благополучные, сообщил глава ведомства. Практика, утверждает он, показывает высокую эффективность любой применяющейся в России вакцины.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ