Сегодняшнюю подборку подзабытых номеров, с успехом звучавших на танцах во второй половине 70-х годов, мы начнем с песни Эдуарда Ханка на слова Владимира Харитонова «Стучит дождик». Номер этот записал в 1976 году ВИА Лейся, песня. Пел солист ансамбля — Владислав Андрианов.
Ютуб-канал Сергей
В оригинале в этом номере присутствуют смены темпа. Понятно, что на танцах песня игралась без этих «изысков», как «классический» медляк. Особое удовольствие для гитариста доставляла возможность в припеве (там где «кап-кап-кап») играть настоящий тяжелый рифф (В несколько приглушенном виде он звучит и на оригинальной записи). На просторах Сети обнаружился занятный вариант этой песни в исполнении вряд ли кому известного ВИА Друзья Времен из города Котовска. Несмотря на плохенькое качество, выкладываем эту запись как пример звучания любительской группы того самого времени. Наш школьный ансамбль звучал похоже, особенно в плане применения самодельного ревербератора, собиравшегося из пары магнитофонов. Прикольно выглядит и использование в гитарном соло темы «Июльского утра» Хипов
Ютуб-канал Сергей Щукин
Вряд ли кто-то станет спорить, что одним из главных «плясовых боевиков» того времени на всех танцплощадках, где звучала «живая» музыка (равно как в ресторанах, на свадьбах и иных подобных культмассовых мероприятиях), был народный хит «Поспели вишни в саду у дяди Вани». Присутствует он, естественно, и на «той самой» кассете, история которой изложена в самом первом выпуске этого небольшого «сериала» (см. ссылку внизу). Самодеятельные музыканты «снимали» этот номер, по большей части, с записей Аркадия Северного, ходивших по стране в том числе и под брендом «Одесситы».
Ютуб-канал neklichko
Правда, в нашем случае он исполнялся в чисто гитарном варианте, без электрооргана. В 70-х песня эта считалась народной или приписывалась тому же Северному, однако уже в наше время у нее отыскался конкретный автор. Им оказался музыкант-любитель из города Никополя Григорий Гладков — полный тезка известного композитора и автора-исполнителя из Питера, прославившегося своей «Пластилиновой вороной». Будущий хит был сочинен в 1968 году, а «путевку в жизнь» получил на студенческих «капустниках» в Днепропетровском мединституте, где потом учился его автор. Оттуда «Вишни» перекочевали в местный ресторан и постепенно начали победное шествие по точкам общепита нашей необъятной страны, попали в репертуар Аркадия Северного, а там уж — и многочисленных профессиональных и любительских ВИА, включая наш школьный.
Вообще же дворовые или «одесские» песни во многом базируются на еврейской фольклорной музыке. Поскольку исполнять их на идише особо никто не мог, а в «блатном» русскоязычном варианте играть их на танцах, особенно в школах и институтах, было как-то «не комильфо», в танцевальном репертуаре, в том числе у нашего школьного ансамбля, они часто присутствовали в виде инструменталок. Так, обязательно исполнялись «Семь-сорок», иногда «Хава нагила», а также некое попурри на мелодию песен «Алеша жарил на баяне» и «Четыре татарина», носившее почему-то условное название «Ботик». К большой удаче все эти вещи объединил в один номер замечательный гитарист-виртуоз Валерий Долгин. Понятно, что ТАК их играть, тем более в те времена, никто не мог, но некоторое впечатление составить можно:
Ютуб-канал Valery Dolgin
(Обратите внимание на публику в зале.)
Из перепевок иностранных хитов в 70-х в большом почете у нас был номер британского певца Дэниэла Буна (Daniel Boone) «Beautiful Sunday» (Прекрасное воскресенье), покоривший хит-парады целого ряда европейских и более далеких заморских стран в 1972 году:
Ютуб-канал lucasil65 - ProjeSom Eventos
Однако, об иностранном происхождении этой песни в Союзе мало кто знал, поскольку уже в том же году пластинку с ее русскоязычным вариантом (перевод Михаила Белякова) выпустил ВИА Поющие Гитары (можно только позавидовать оперативности ленинградцев!). Хотя, к чести наших музыкантов и редакторов — автором песни на пластинке все-таки был указан Д.Бун.
Ютуб-канал Эпоха Ретро
Во время исполнения этой песни на танцах особым шиком было вставить в текст имя какой-нибудь местной красотки или девушки кого-либо из музыкантов, типа: «Воскресенье — радостный день. Волочкова (или Семенович), выйди скорей, хэй-гей-гей — смотри веселей...»
В заключение, как обычно, песня из «машиновского» блока. «День рождения» исполнялся Макаревичем и Ко, как минимум, с 1976 года и входил в «обязательную программу» большинства тогдашних любительских групп, благо играть простенький трехаккордный блюз, к тому же без соло, можно было при минимальном исполнительском мастерстве и подготовке. Номер этот зачастую предварялся поздравлением кому-либо из присутствующих на вечере именинников или, чаще, именинниц. Для клипа использован фрагмент документальной короткометражки «Шесть писем о бите», снятой режиссером Виктором Ханютиным в 1977 году в качестве дипломной работы во ВГИКе. Занятно, что в оригинале в фильме звучат «Марионетки»...
Ютуб-канал AlexandeRzhavskij
Продолжение следует.
Автор заметки - МЮ.
#лейся песня #машина времени #аркадий северный #поющие гитары #валерий долгин
Предыдущие заметки:
Семидесятые: Забытые хиты школьных вечеров
Семидесятые: еще раз о забытых хитах школьных вечеров