10 типичных ошибок начинающего организатора, часть 2.
Как и обещал, продолжаем разбирать ошибки организатора, совершаемые в начале творческого пути. Еще раз скажу, это не рейтинг самых распространенных ошибок, а просто список с кратким разбором.
Ошибка №11
Переоценка собственных сил\возможностей. Со стороны кажется, что организовать концерт, не сложнее чем устроить пьянку с корешами, но это далеко не так. Есть куча подводных камней, нюансов и поправок. Учесть их при нулевом опыте просто нереально.
Вряд ли у вас получится устроить концерт группы федерального масштаба со сбором 1000+, если опыта нет или он минимален. Помните, чем масштабнее артист, тем больше у него хотелок. Это и замороченный трансфер для кучи людей в кучу мест, кейтеринг на площадке, бытовой райдер с кучей невероятных вещей, технический райдер собранный по куче прокатов, и многое другое. Не замахивайтесь сразу на «бизона», лучше подстрелите десяток «кроликов» и наберитесь опыта.
Ошибка №12
Согласование чего либо без предварительного просмотра\проверки и т.д. Довольно часто мы бронируем отель, вызываем транспорт, бронируем площадку и заказываем кейтеринг, без предварительной проверки контор, с которыми хотим поработать. Благо в век флампа и БукингКом, проверить тот или иной продукт можно и виртуально.
НО! не стоит этого делать, если вы только начинаете работать в этой сфере. Прокатитесь по гостиницам и хостелам, посмотрите номерной фонд, на сайте может быть один показательный номер, а по факту куча номеров с совковым ремонтом и сортиром на несколько десятков жильцов (есть отели с разным уровнем ремонта на разных этажах). Познакомьтесь с персоналом площадки до приезда на чек. Проверьте репутацию прокатчика, в этом вам помогут более опытные коллеги. Лучше потратить пару дней времени и убедиться в качестве партнеров, чем краснеть перед артистами.
Ошибка №13
Нервозность, крики и срывы. Мы все прекрасно понимаем, что организация концертов связана с большим количеством стрессов, подрывов и конфликтных ситуаций. Но не стоит срываться на своих коллегах, партнерах или артистах. Я видел много организаторов, в истерике бегающих по площадке и кричащих проклятия в разные стороны. Если кто-то опаздывает и стоит в пробке, он не поедет быстрее от ежеминутных звонков. Если артист бухой еще до чека, он не протрезвеет от вашей истерики. Всегда думайте, как решить проблему, а не найти козла отпущения.
100 билетов по 500р лучше, чем 10 билетов по 1000р
(адекватный расклад)
Ошибка №14
Не адекватное ценообразование. Всем хочется заработать много и сразу, это очевидно) Но заработать сразу и миллион на ноу-нэйм группе из мухосранска, точно не выйдет, это факт. Тем более, если зарядить ценник в 2-3 раза выше, чем стоит тот или иной концерт. Любой концерт, это товар и продать его за цену, большую, чем он реально стоит, не получится. Вы отсечете большую часть потенциальной аудитории и в итоге заработаете меньше денег, а после влетите.
Проанализируйте ценовую политику на аналогичные концерты, просчитайте смету и планируемый сбор.
Кстати, этой темой часто грешат тур менеджеры, обещающие толпу народа при ценнике 1к+ при ценнике 500р на аналогичные коллективы))
А можно нам выступить на разогреве? А можно нам за это 100 проходок? А пива нальют? А бэклайн поставят? А можно сфоткаться с группой?
(Любая местная группа перед топовым концертом)
Ошибка №15
Ставить на сапорт сомнительные коллективы. У каждого организатора есть кореша среди местных музыкантов. И при каждом удачном (и не особо удачном) случае, они просятся на разогрев к приезжим артистам. Бывают исключения и местный коллектив вполне крут и в тему, но чаще всего это полнейший грёбаный стыд… Корщики на саппорте у блэк металистов, русский рок на разогреве корщиков и еще сотни невероятных метаморфоз.
Всегда помните, любая группа на разогреве добавит вам проблем и затрат. Это как минимум бэклайн, гримерка и десяток вписок. Может затянуться чек, может произойти задержка на самом концерте. Выбирайте саппорт адекватно, чтоб он соответствовал стилю гостей и играл на должном уровне.
Есть пара вариантов, при котором саппорт может быть полезен.
Первый — платный концерт. Тут всё просто, группа платит за право выступить перед хэдом. Лично я такой расклад не приветствую и никогда так не делал.
Второй — группу саппорта попросили сами артисты. Это могут быть их кореша, товарищи по фестам или просто из одной тусовки. В данном случае вопросов особо не будет и все будет Ок.
Третий — вы работаете в клубе, который заинтересован в саппорте. Все знают заповедь «Саппорт играет, бар пиво наливает», при интересе площадки, вы можете вполне рассчитывать на бэклайн под саппорт и дополнительную гримерку для оных.
Ошибка №16
Не соотносить планируемый лайн-ап мероприятия и реальные возможности. Данный пункт подойдет, в основном, к мероприятиям на несколько групп, хотя и в сольниках тоже возникают проблемы. Часто неопытный орг не закладывает в тайминг время на лайн-чек (настройку звука непосредственно перед началом сета) это ведёт к затягиванию мероприятия, проблемами с площадкой и артистами, которых приходится двигать.
Очень важно предусмотреть время на полноценный чек. Почти всегда,в райдере группы прописано время на чек, прибавьте к этому 40 минут и всё будет спокойно. В случае «солянки» не ставьте группы впритык, заложите по 10 минут на лайн-чек.
Да плевать, что веганы! Один раз и мяса поедят
(Толстых Александр на фестивале «ОГНИ» про группу Порнофильмы)
Ошибка №17
Организация кейтеринга\питания по принципу «и так сойдет». Тут рассмотрим 2 варианта.
Первый вариант: организация питания прямо на площадке. Очень хорошо, если на площадке есть действующая кухня, тогда вы без проблем договоритесь на организацию питания, еду подадут в гримерку, и все будет ок. Стоит заранее запросить меню и скинуть менеджменту группы, тогда вы получите обед прямо к приезду группы, никуда топать не придётся, и все будут довольны. Почти всегда можно попросить спец-обслуживание, то есть приготовление блюд для веганов\язвенников\постящихся\сыроедов и тд. Не стоит упускать это из виду, почти всегда инфа про это есть в райдере.
Вариант второй, вы подбираете место для питания вне площадки. Для начала прикиньте сами, стоит ли везти туда артистов, тут важным может быть расстояние от ключевых точек (гостон\площадка), ну и конечно ценник. После этого стоит скинуть меню менеджменту, в случае подтверждения - заказать столик. Ни в коем случае, не рассчитывайте на то, что столик по-любому будет, рискуете оказаться в глупом положении. Если в заведении есть вип зона\отдельный зал или подобное, лучше попроситься туда, это избавит вас от лишнего внимания зевак или даже конфликтов.
Отдельно добавлю, что часто кормлю артистов сам) Отдельный привет любителям борща)
Ошибка №18
Билеты в последний момент и трансфер на газели. Очень многие организаторы влетали на бабки, только из за билетов на самолёт. Происходит это примерно так: считаешь смету, заносишь в нее билет за 4500, а через месяц он стоит 15000… И таких билетов тебе нужно 10 штук. В итоге смета на 100к больше, и организатор ходит грустненький. Вы или закладывайте чуть больше, или покупайте билеты сразу.
Касаемо трансфера по городу. Есть группы без особых претензий и тонн груза, их вполне можно повозить на такси,или примазать к этому пару корешей на тачках. Почти у всех артистов прописаны требования к трансферу, и почти всегда там написан Мерс Спринтер не старше какого нибудь года. Это все конечно здорово, но год тачки смотреть точно никто не будет, важно чтоб машина была чистая, резвая и с нужным числом мест. В данном случае это просто описание класса автомобиля, то есть нужен микроавтобус с 18-20 местами, в который поместится весь багаж и десяток уставших тел. Особое внимание стоит уделить водителю. Скажите ему заранее маршрут, попросите не включать свою музыку и не приставать с вопросами к артистам. Это кажется элементарным, но я много раз сталкивался с водилами, которые болтают без умолку, не знают город и вообще ведут себя как идиоты… Не надо таких)
Ошибка №19
Дизайн рекламной продукции от которого болят глаза. Очень частая ошибка новичка, делать макет афиши самому или просить кореша за батл пива. В данном деле, встречают по одёжке, и если ты с первого раза показываешь что-то некрасивое, то люди могут отвернуться или не заметить. Не будут переходить по ссылкам под постами в инста, не репостнут уродливую афишу себе на стену и тд. Очень важен дизайн при применении наружной рекламы, тут всё может зависеть даже от цвета логотипов (сделал светлую афишу зимой, и её никто не видит). Расположение важной инфы, телефоны, QR коды, дата и время, на всё это стоит обратить пристальное внимание. Перед публикацией покажи афишу 10 друзьям и поймешь, где был не прав.
Ошибка №20
Отсутствие анализа пост фактум. Разбор полётов после мероприятия очень важен, даже если это сотое или тысячное мероприятие, а уж про первые и говорить не стоит. Собери всех участников процесса, вспомните все косяки (главное без ора и перепирательств), попроси фид-бэк от артиста, почитай отзывы зрителей. Всё это поможет составить объективную картину произошедшего. Не обольщайся, тонна хвалебных отзывов, это попытка поддержать новичка, смотри в саму суть, а не в дифирамбы.
Пожалуй, в конце брифинга ты сделаешь нужные выводы и поймешь как сделать следующее мероприятие еще лучше) Ну и конечно сможешь понять, следует ли вообще продолжать.
ЭПИЛОГ
Все эти советы не более чем наблюдения мои и моих коллег. Тур менеджеров, артистов, организаторов, работников клубов и просто причастных к этому делу людей. Все мы работаем ради улыбок зрителей, душевных встреч и прощаний с артистами и конечно же ради полного кошелька организаторов) Так сложилось, что чаще всего эти вещи взаимосвязаны. Я надеюсь, что мои советы помогут сделать не один десяток крутых концертов и повысят качество работывсей нашей индустрии!