Найти тему
O K

Московский Крымский мост

Крымскому мосту в Москве нет аналогов - это единственный висячий мост через Москву-реку в столице. Но интересен Крымский мост не только своей конструкцией. Его история не менее занимательна.

С давних времён на месте современного Крымского моста существовал брод через Москву-реку. Этот путь назывался Крымским, так как использовался для переправы крымскими татарами при набегах на Москву. Рядом с бродом в XVI—XVII веках располагался Крымский двор, на котором останавливались послы, гонцы и торговцы из Крымского ханства. Название "Крымский брод" впервые встречается в "Записной книге Тайного приказа" за 1673 год. В начале XVII века москворецкое мелководье сыграло немалую роль в военных событиях Смутного времени. В августе 1612 года войско гетмана Ходкевича попыталось прорваться в Кремль, спеша на подмогу польско-литовскому гарнизону, осаждённому ополченцами Минина и Пожарского. То августовское наступление Ходкевича закончилось полным фиаско. Польские роты были разгромлены у Крымского двора казаками и тремя конными сотнями под командованием Козьмы Минина, перешедшими через брод во фланг неприятелю. Победа в том сражении предопределила скорое освобождение Москвы.

Вид на современный Крымский мост от Фрунзенской набережной
Вид на современный Крымский мост от Фрунзенской набережной

Крымский перевоз, возникший в этой части реки в XVI веке, работал на коммерческой основе и просуществовал до 1836 года. Во время строительства Водоотводного канала в 1783 - 1786 годах была устроена земляная плотина, уровень воды Москвы-реки у Крымского брода поднялся, и тогда возникла необходимость в постройке моста. В 1789 году на месте брода был возведён Никольский, или Николаевский наплавной мост - по имени соседней церкви святого Николая Чудотворца в Хамовниках. Он представлял собой ряд плотов, связанных пеньковыми верёвками. Переправу наводили каждую весну после схода воды. В начале XIX века вместо временного наплавного был установлен постоянный деревянный мост на сваях, который получил название Крымский. Он имел судоходный проход длиной около 15 метров.

Крымский брод в 1867 году. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1867_Moscow_BW_big_17.jpg
Крымский брод в 1867 году. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1867_Moscow_BW_big_17.jpg

Проект разработал архитектор Антон Герард. Деревянный Крымский мост из-за ежегодных паводков нуждался в постоянном ремонте, и в 1873 году его заменили на металлический.

Проект металлического моста разработали инженеры Аманд Струве и Владимир Константинович Шпейер. Мост состоял из двух пролётов длиной по 64 метра, а его общий вес составлял около 4 тысяч тонн. Металлический Крымский мост выглядел изнутри как железный коридор с ажурными стенами. Въезды на мост были украшены псевдоготическими башенками, соединёнными несущими арками.

Крымский мост. 1920 год. Фотография из открытых источников
Крымский мост. 1920 год. Фотография из открытых источников

За характерный вид мост получил от москвичей прозвище "мышеловка". На проезжей части моста, шириной 17 метров, умещались две полосы движения и разделявшие их трамвайные пути, проложенные на рубеже XIX - XX веков. Тротуары для пешеходов были вынесены на консоли по сторонам ферм.

В июне 1920 года был объявлен Всероссийский конкурс на создание проекта нового Крымского моста. Тот конкурс выиграл Николай Стрелецкий, но по ряду причин его проект так и не был реализован.

К идее возведения нового Крымского моста вернулись в начале 1930-х годов во время разработки Генерального плана реконструкции Москвы. Проекты Крымского моста в 1935 году представили два коллектива архитекторов под руководством Виктора Кокорина и Александра Власова. Обе группы пользовались консультациями Николая Стрелецкого, который рекомендовал возвести мост с подвесной конструкцией. Жюри отдало предпочтение коллективу Власова. Архитектор изменил первоначальный проект: вместо крепления моста на массивных арках он выбрал столбы-обелиски, такой вариант предлагал коллектив Кокорина. Инженерный проект моста выполнил ученик Стрелецкого - Борис Петрович Константинов.

В мае 1936 года существовавший мост передвинули на 50 метров вниз по течению, используя эстакады, и поставили на деревянные опоры, оставив в эксплуатации. Для восстановления движения трамваев по нему были за несколько дней проложены временные подъездные пути. На старом месте начали строить новый цепной мост, при строительстве использовались большие краны американской фирмы "Industrial Brownhoist". Новый Крымский мост открыли весной 1938 года. После этого старый мост отбуксировали в Заозерье. Изначально на новом Крымском мосту был запущен троллейбус и были оставлены трамвайные пути, их разобрали только в 1957 году.

Общая длина современного мостового перехода - 668 метров, из них на долю непосредственно моста приходится 262,5 метра. Мост состоит из трёх пролётов: средняя часть перекрывает Москву-реку, а два береговых пролёта служат для проезда транспорта вдоль набережных. Ширина Крымского моста - 38,4 метра, из которых проезжая часть - 24,5 метра, два тротуара - по пять метров.

Вид на Крымский мост от ЦПКиО имени Горького
Вид на Крымский мост от ЦПКиО имени Горького

Конструкция моста представляет собой две пары пилонов высотой 27 метров, подвешенных на цепях длиной 297 метров, закреплённых на балках жёсткости. Пилоны моста не соединены между собой по верху, что крайне редко встречается в мировой практике. Для изготовления цепей использовалась сталь типа "ДС", разработанная в 30-х годах для Дворца Советов, который планировали построить на месте снесённого храма Христа Спасителя. Тем планам так и не суждено было реализоваться. Марка стали с аббревиатурой "ДС", что означало - "Дворец Советов", была прочнее обычной и использовалась для производства особо надёжных конструкций. Цепь собрана из пластинчатых звеньев толщиной четыре сантиметра и длиной 0,93 метра.

Стальные элементы моста были изготовлены на Новокраматорском машиностроительном заводе в Донецкой области. На строительство моста потребовалось около десяти тысяч тонн металла. Крымский мост - единственный мост в мире с таким удельным весом стали.

Вид на Крымский мост от ЦПКиО имени Горького
Вид на Крымский мост от ЦПКиО имени Горького

Сразу после возведения Крымский мост вошёл в первую шестёрку подобных сооружений Европы по длине речного пролёта.

В 2007 году власти Москвы внесли Крымский мост в список охраняемых объектов культурного наследия столицы.

Рядом с Крымским мостом на Фрунзенской набережной расположен причал, под названием "Крымский мост", от которого отправляются на речную прогулку по Москве-реке теплоходы. Мы в 2018 году были свидетелями торжественного открытия сезона навигации. В тот майский день на московских набережных собралась масса москвичей и гостей столицы, приехавших посмотреть на парадный проход по Москве-реке лодок, катеров и теплоходов всех мастей.

Кроме традиционных привычных образцов водных видов транспорта мы увидели тогда настоящий плавучий дом и демонстрацию работы пожарных катеров.

Шоу, посвящённое открытию сезона навигации, тогда завершилось представлением спортсменов на водных мотоциклах и показательным выступлением акробатов, выполнявших головокружительные трюки на флайбордах.

Большая часть шоу проходила перед трибунами, расположенными в ЦПКиО имени Горького, но и с противоположной стороны, с Фрунзенской набережной, нам удалось снять все трюки и полёты акробатов, парящих над водой.

О Фрунзенской набережной и об истории Пушкинского (Андреевского) моста, соединяющего ЦПКиО и Фрунзенскую набережную с 1999 года, можно прочитать в моей статье "Московская география. Хамовники". В предыдущем фотоотчёте я рассказывала о мосте Богдана Хмельницкого, переправленного от Новодевичьего монастыря к Киевскому вокзалу по примеру Андреевского моста, перемещённого на понтонах от Андреевского монастыря к центральной части ЦПКиО и позднее переименованного в Пушкинский.
Следующий мой фотоотчёт продолжит серию статей с рассказами про московские мосты и будет посвящён
Большому Москворецкому мосту.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.