Нагрузочная вилка ( НВ ) — устройство, которое представляет собой некую электрическую нагрузку (как правило, резистор с большим сопротивлением или же тугоплавкая спираль) с двумя проводами и клеммами для подсоединения устройства к аккумуляторной батарее, а также вольтметром для снятия показаний напряжения. Для легковых автомобилей применяют НВ на 100А, на грузовые - 200А. Грузовые нагрузочные вилки, как правило, имеют два режима измерения - 100А и 200А.
Процесс проверки достаточно прост. Он состоит из следующих шагов:
- Работать нужно при температуре +20°С…+25°С (в крайнем случае до +15°С). Нельзя проверять холодную батарею, так как вы рискуете значительно её разрядить и попасть на переполюсовку.
- Вилка подключается к минусовой клемме аккумулятора, а на плюсовую клемму нажимается острым концом нагрузочной вилки.
- С помощью прибора создается нагрузка с силой тока 100 Ампер (это имитация включенного стартера).
- Нагрузка действует на АКБ в течение 5...6 секунд.
По результатам показаний амперметра и вольтметра можно говорить о состоянии аккумулятора
На полностью заряженном аккумуляторе после подачи нагрузки напряжение не должно упасть ниже 10,2 В. Если батарея немного разряжено, то допускается просадка до 9 В (однако в этом случае ее нужно обязательно зарядить). А после этого напряжение должно восстановиться почти сразу же, и через несколько секунд полностью.
Иногда бывает так, что если напряжение не восстанавливается, то велика вероятность замыкания одной из банок. Например, при минимальной нагрузке необходимо, чтобы напряжение восстановилось до 12,4 В (допускается до 12 В при немного разряженной батарее). Соответственно, чем ниже от значения 10,2 В упало напряжение — тем в худшем состоянии батарея. Таким прибором можно проверять аккумулятор как при покупке, так и уже установленный на автомобиле, причем не снимая его.
Таким же методом можно диагностировать состояние АКБ вставив вольтметр в прикуриватель.