Я уже не в первый раз сталкиваюсь с непониманием пациентов ( и своих и чужих) в вопросах, что такое заместительная терапия.
Коротенько остановлюсь на этом понятии, чтобы пресечь все необоснованные страхи перед этим зверем.
У нас в организме вырабатывается дохреналион всяких биологически активных веществ, каждое из которых делает своё дело. В частности, речь пойдёт о гормонах – продукте желёз внутренней секреции, занимающихся в организме, как я уже где-то писала, чем-то вроде дирижирования его жизнедеятельностью.
Эти железы . бывает, разрастаются или под действием других каких-то факторов начинают вырабатывать много лишнего вещества – тут подход разный, и об этом сейчас вопрос не стоит. Другая ситуация: вещества стало мало. Причины разные: удалили железу, разрушил её какой-то патологический процесс ( например, диабет или тиреоидит). Нанесли ей химическую травму, радиационное поражение – даже во время лечения другой болячки – не суть. Важно , что возник дефицит гормона со своей клинической картиной - как правило, очень нерадужной.
Естественно, человек обратился к врачу, его так-эдак покрутили и поставили диагноз: «недостаточность такой-то железы» - надпочечников, щитовидной железы, паращитовидной, островков Лангерганса в поджелудочной, гипофиза – не суть. Суть в другом: теперь для того, чтобы организм снова заработал, как часики, дефицит нужно восполнить. Не всегда это возможно в полной мере. бывает, что препарат соответствующего гормона либо очень дорог, либо нестоек, либо дешевле и проще просто устранить последствия его нехватки. Так сказать, действовать по мере поступления проблем – так, например, поступают при недостатке парат-гормона, просто регулируют кальций – и всё.
Но в некоторых случаях назначают приём самих гормонов: гидрокортизона, тироксина, инсулина.
И вот тут начинается недопонимание с пациентом, который уверен в том, что гормоны – это вредно, в том, что если у него проблема с гормонами, то он «самый больной в мире человек, дайте мне инвалидность – у меня же целого органа нет» и в том, что если уж он отважно начнёт принимать эти таблетки-уколы, то у него непременно повылезут страшные-ужасные побочные эффекты (тем более, что аннотации люди читают невнимательно и через призму своего вывихнутого предубеждения).
Так вот: во-первых… Если гормоны – это вредно, то чего же ты пришёл к врачу лечить последствия их недостатка? Тебе ж без них полезно должно стать. Ан не выходит. То есть, до заболевания, когда всё было в порядке, и организм вырабатывал вредные гормоны, самочувствие было отличным: сердце работало, желудок переваривал, голова соображала; а как этих вредных стало не хватать, как-то сразу всё разладилось. Ну, может, не такие уж они и вредные, а? Логично? Может, они полезные? Может, они даже жизненно необходимые, и возможность принимать их из вне, когда своих не хватает – благо?
Теперь во-вторых… «Самый больной в мире человек, дайте мне инвалидность» работает только если мы не сможем получить от заместительной терапии ожидаемый эффект. А не сможем мы его получить в двух случаях: либо наука не придумала ещё адекватной заместительной терапии, либо наш пациент принимает её о-очень неаккуратно, пренебрегая всеми рекомендациями, путая дозы и так далее.
И сразу оговорюсь: в отношении гипотиреоза эти оговорки не работают. Гипотиреоз прекрасно компенсируется из вне. Диабет – да, с вопросами, надпочечниковая недостаточность - с вопросами, а вот гипотиреоз – не-а, полностью и абсолютно на всего одной таблетке соответствующей потребности дозы левотироксина в день ( и даже если пару дней забыли её проглотить, ничего страшного не произойдёт).
В-третьих… Мы ВОСПОЛНЯЕМ недостающее в организме количество недостающего в организме вещества. Какие могут быть у него побочные эффекты? Какие побочные эффекты у гемоглобина? У аминокислот? У кислорода? У желудочного сока? У слюны? У пота? У слёз? Да никаких. Это – естественная среда нашего организма, которая с нами с рождения и до смерти. Побочные эффекты ( и не побочные, кстати, а просто нежелательные прямые эффекты) этих веществ начинают проявляться, когда мы либо запихиваем не столько, сколько надо, либо не туда, куда надо. И последние там и проявляются, куда запихиваем. Например, липоидный некробиоз в месте введения инсулина или раздражение слизистой желудка при глотании преднизолона. Но это именно местная реакция. Если же заместительная терапия стала вызывать общие нежелательные явления (сердцебиение, остеопороз, чрезмерный рост ушей), значит, мы наврали с дозировкой. Можно ли это проверить? Да, можно. И довольно легко – нужно только озадачить вопросом врача. Врач проверит адекватность дозя, скорректирует по потребности –и опять всё будет хорошо.
Поэтому я опять обращаюсь в первую очередь к получающим заместительную терапию от гипотиреоза: если у вас жалобы, если вас что-то беспокоит, то либо вы получаете не ту дозу левотироксина, либо ваши проблемы вообще не связаны с гипотиреозом.
И в заключении хочу вывести те рекомендации, которые как раз из вышесказанного следуют( только , как всегда, предупреждаю, никакой самодеятельности без совета в реале с врачом):
1. Если вам назначена заместительная терапия гормонами, это не зло и не вред, это – благо и польза, чем скорее ваш дефицит будет восполнен, тем меньше пострадает от него организм, тем лучше вы будете себя чувствовать. Тем выше станет ваш уровень жизни.
2. Препараты, применяющиеся для заместительной терапии в правильной дозе побочных действий не оказывают
3. При адекватной заместительной терапии организм работает НОРМАЛЬНО, поэтому считать себя больным, а тем более инвалидом, только карму портить. Да, контролировать себя нужно. Нужно наблюдаться у врача и проверять адекватность дозы, но страдать от гипотиреоза, например, получая нормальную дозу тироксина, это всё равно, что вставив зубные импланты, сетовать на то, что вы совсем не можете жевать, потому что вы как бы без зубов. Стоило вставлять?