Джорджия О’Кифф - самая "дорогая" художница в мире. Скрытый в цветах эротизм, американский дух и творческая свобода

Для начала, несколько впечатляющих фактов о художнице:

  • Джорджия О’Кифф - автор самого дорогого произведения искусства, созданного женщиной. В 2014 году её полотно под названием «Дурман» («Белый цветок №1») было продано на торгах аукционного дома «Sotheby's» в Нью-Йорке за $44,4 млн.
  • Она первая среди художниц была удостоена персональной выставки в Музее современного искусства Нью-Йорка. Ранее женщины могли только «разбавлять» своими работами произведения художников-мужчин.
  • О’Кифф прожила почти целый век – 98 лет и стала свидетельницей самых разных событий, изменивших ход истории: великой американской депрессии, второй мировой войны, первого полёта пассажирского гражданского самолёта. Но своё первое путешествие за границу родной страны Джорджия совершила только после 60-ти и посетила Европу, Индию, Японию. А в 70 лет сплавлялась на плотах по реке Колорадо.
  • Художница считается матерью американского модернизма и иконой стиля. Она носила монохромную одежду из натуральных тканей, кимоно и мужские шляпы, её стилю посвящались целые выставки в мировых музеях.
  • В конце жизни Джорджия О’Кифф потеряла зрение, а когда совсем не смогла рисовать, то занялась скульптурой, керамикой и написала автобиографию.

Джорджия О’Кифф и Фрида Кало считаются самыми известными художницами в мире, но в нашей стране Джорджия не так популярна, как Фрида, попытаемся это исправить, ведь её творчество просто переполнено магией и женственностью!

Анатомия цветов и природа эротического. Естественная женственность и свобода от предрассудков

Абстракция, цветы, небо и черепа животных, что общего между этими понятиями? Как ни странно, это основные темы творчества художницы Джорджии О’Кифф. Она известна прежде всего своими картинами, изображающими цветы в максимальном приближении. Феминистки 70-х сделали из неё икону движения за свободу и равенство, рассмотрев в работах О’Кифф манифест природной, естественной женской сексуальности. Хотя она всегда старалась уйти от деления искусства на мужское и женское, а себя просила называть именно «художниКОМ».

-4

Нужно сказать, что многие замечали в предельно крупных изображениях цветов сходство с женскими половыми органами. Начиная с её арт-менеджера, а впоследствии мужа - известного фотографа и галериста Альфреда Стиглица. Но сама О’Кифф старалась опровергнуть такие интерпретации, парируя, что в её цветах «эротического не более, чем заложено природой». Желание в нас тоже заложено самой природой… сексуальной энергией пропитано все мироздание. Потом вульву видели уже в принадлежащих её кисти складках гор на пейзажах, в ракушках (излюбленный эротический образ у символистов, кстати) и абстракциях.

-5
-6
-7

Сексуальный подтекст не в первый раз сквозит в изображениях природных форм – ландшафтов, растительности, фруктов. Но впервые это сделано так укрупнённо (это будто макросъёмка бутона цветка или …?) и одновременно деликатно, нежно и особенно чувственно. Крупный план даёт возможность рассмотреть то, на что мы часто не обращаем внимания, как говорила сама художница. Эротизм ее картин это не про хрупкость цветов или уязвимость тела, а про силу и вечность природы, её плодородие и фрактальность. В бутоне цветка согласно художественному видению О’Кифф запечатлено все мироздание: женщина и мужчина, рождение и смерть, начало и конец, течение времени и неуловимость момента.

-8

Среди любимых сортов художницы фактурные каллы, лилии, ирисы, дурман. Но цветы у неё часто изображены на грани абстракции и это открывает широкие возможности для интерпретации, дарит уникальные чувственные впечатления каждому. Когда кто-то создает произведение и дарит ему жизнь, оно уже не принадлежит автору. И каждый, кто созерцает его, имеет право на интерпретацию. Взгляните на эти «портреты» цветов, что в них видите вы?

В ответ на интерпретации «по Фрейду» художница заявляла: «Я ненавижу цветы, я их рисую, потому что они дешевле, чем модели, и они не двигаются!»

Завораживает её работа с цветом, плавные переходы оттенков будто затягивают вас внутрь изображения. Джорджия была знакома с трудами Кандинского по теории цвета. И глядя на многие её картины вы действительно будто слышите музыку. В каких-то из абстрактных полотен даже можно угадать очертания музыкальных инструментов. Первый цвет, который появился в творчестве О’Кифф, кстати, был синий. До этого в своих работах она использовала уголь. Синий – небесный цвет и является самым духовным по Кандинскому. Всю свою жизнь Джорджия рисовала небо с разных ракурсов, а когда в первый раз полетела на самолете – вид из иллюминатора поразил её. Последние картины в жизни художницы вдохновлены именно этим опытом.

-11

Репрезентация женской сексуальности: фотография и живопись

Влияние искусства фотографии на творческий подход художницы отмечено многими исследователями. Она дружила с Полом Стрэндом и где-то даже почти цитировала его в своих полотнах. А её цветы – это фотографический зум, приближение, крупный план, взятый будто объективом фотоаппарата, а не глазом художника. Отношение к творчеству О’Кифф у критиков и публики формировалось также под влиянием фотографий, только уже её собственных. Эротическое прочтение её картин подпитывалось тем, что Альфред Стиглиц делал целые серии откровенных снимков жены, а потом выставлял в своей галерее. Несколько месяцев не иссякал поток желающих их увидеть. Именно Стиглиц - автор самых известных её портретов и создал её медиа образ, как художницы.

Джорджия О’Кифф и Альфред Стиглиц
Джорджия О’Кифф и Альфред Стиглиц
-13
-14

Джорджия О’Кифф старалась освободиться от условностей и расширять границы - личные, творческие. Она никогда не обращала внимания на мнение других, была самодостаточной и уверенной в себе женщиной: сохранила девичью фамилию после замужества, не примыкала ни к каким художественным течениям, создавала свой особый стиль одежды. О’Кифф носила мужские шляпы-котелки, а в более зрелом возрасте - широкополые, в разные периоды жизни выдерживала определённую цветовую гамму, например, надевала только черные и белые вещи из натуральных тканей. Силуэты её чёрных платьев в пол в сочетании с платком на голове и шляпой стали такой же визитной карточкой, как прическа и цветы в волосах Фриды Кало. В ответ на замечания критиков о том, что она берется писать то, что не удавалось изобразить даже мужчинам, Джорджия просто продолжала работать. Она вообще была очень трудолюбива и настойчива.

-15
-16

Нью-Йорк, как символ вечного мужского эго, крушение надежд и новый этап в творчестве

Стремясь уйти от феминистского прочтения её творчества, художница принимается писать городской портрет. И главным героем ее картин становится предельно мужской город – Нью-Йорк. Во времена американского архитектурного бума О’Кифф и Стиглиц вдохновлены экономическим ростом, размахом планов и энергией непрерывного движения к американской мечте. Они снимают апартаменты на 30 этаже, чтобы видеть город с высоты и Джорджия рисует здания, уходящие в самое небо. Нестандартная перспектива, отсутствие людей и архитектура, которая представляется чем-то нерукотворным, кажется естественной частью ландшафта, придает картинам художницы новизны и неординарности. Нью-Йорк тоже наполнен символами, только теперь уже фаллическими – огромные небоскребы, устремленные в небо и вечное мужское соревнование…

Завораживающая простота форм: пустыня, как неиссякаемый источник вдохновения. Магический реализм

Решение Джорджии оставить нью-йоркскую тематику пришло после краха фондового рынка (а вместе с ним и веры в американскую мечту) 1929 года и начала великой депрессии. Она как-бы метафорически спускается на землю и начинает рисовать амбары и сараи – что-то очень простое и такое естественное.

После тяжелого развода со Стиглицем она окончательно переехала в Нью-Мехико (куда раньше только сбегала, как в убежище, во время семейных неурядиц), купила ранчо и начала рисовать пустынные ландшафты, а так как там цветов не найти – решила собирать и изображать черепа и кости животных.

-19

При кажущейся композиционной простоте и бессюжетности картины О’Кифф этого периода хочется рассматривать, от них невозможно отвести глаз. Кости и черепа у художницы не символ смерти, а воплощение вечности и того, что мир продолжает существовать и после нас – часто сквозь кости мы видим небо. Они только рамка, виньетка для того, чтобы она могла поработать любимым цветом – синим.

-20
-21

Природа продолжает самовоспроизводиться, жизнь на земле продолжается, небо остается на своём месте, несмотря ни на что. Возвращаются и цветы - ими украшены черепа бизонов, оленей, лошадей. Позже на ее картинах появится и человеческий череп. В то время в искусстве шли поиски национальной американской идентичности, художественных метафор, раскрывающих «american spirit». Работы в стиле магического реализма О’Кифф, как раз, и стали воплощением «американскости», смогли ухватить и показать образ страны. Он монументален, притягателен в своей аскетичности, красив и суров одновременно. Творческое видение художницы позволило разглядеть естество американской природы - загадочной и немного потусторонней: Дикий Запад, пустынный ландшафт, черные и фиолетовые холмы, иссушенные деревья, кости падших животных и необозримое небо над всем этим.

-22
-23
-24
-25

Посмотрите этот небольшой документальный фильм, чтобы убедиться в красоте места, где жила и работала художница. Авторы сняли с высоты птичьего полета её ранчо и невероятные ландшафты Нью-Мехико, которые вдохновляли О’Кифф на создание картин.

Последние ее полотна написаны в 60-х годах и объединены в серию. Они снова про… небо. Огромного размера картина длиной 7 метров «Небо над облаками» стала завершающей в её творчестве. После этого она окончательно потеряла зрение, но продолжала работать со скульптурой, керамикой, написала автобиографию. Джорджия прожила удивительную жизнь и оставила после себя более 2000 работ.

-26
-27
-28

После того, как вы увидели цветы Джорджии О’Кифф, скорее всего уже не сможете смотреть обыденно на подаренный вам букет. Одна из задач искусства, как раз, в том, чтобы дать нам возможность иначе взглянуть на привычные вещи и мир вокруг. Будьте внимательнее и замечайте красоту во всём!

Друзья, если вы в первый раз на моём канале, то здесь я рассказываю про кино, книги, культуру. Много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни. Присоединяйтесь, скучно не будет;)

Вам могут быть интересны другие мои статьи: