Для начала, несколько впечатляющих фактов о художнице:
- Джорджия О’Кифф - автор самого дорогого произведения искусства, созданного женщиной. В 2014 году её полотно под названием «Дурман» («Белый цветок №1») было продано на торгах аукционного дома «Sotheby's» в Нью-Йорке за $44,4 млн.
- Она первая среди художниц была удостоена персональной выставки в Музее современного искусства Нью-Йорка. Ранее женщины могли только «разбавлять» своими работами произведения художников-мужчин.
- О’Кифф прожила почти целый век – 98 лет и стала свидетельницей самых разных событий, изменивших ход истории: великой американской депрессии, второй мировой войны, первого полёта пассажирского гражданского самолёта. Но своё первое путешествие за границу родной страны Джорджия совершила только после 60-ти и посетила Европу, Индию, Японию. А в 70 лет сплавлялась на плотах по реке Колорадо.
- Художница считается матерью американского модернизма и иконой стиля. Она носила монохромную одежду из натуральных тканей, кимоно и мужские шляпы, её стилю посвящались целые выставки в мировых музеях.
- В конце жизни Джорджия О’Кифф потеряла зрение, а когда совсем не смогла рисовать, то занялась скульптурой, керамикой и написала автобиографию.
Джорджия О’Кифф и Фрида Кало считаются самыми известными художницами в мире, но в нашей стране Джорджия не так популярна, как Фрида, попытаемся это исправить, ведь её творчество просто переполнено магией и женственностью!
Анатомия цветов и природа эротического. Естественная женственность и свобода от предрассудков
Абстракция, цветы, небо и черепа животных, что общего между этими понятиями? Как ни странно, это основные темы творчества художницы Джорджии О’Кифф. Она известна прежде всего своими картинами, изображающими цветы в максимальном приближении. Феминистки 70-х сделали из неё икону движения за свободу и равенство, рассмотрев в работах О’Кифф манифест природной, естественной женской сексуальности. Хотя она всегда старалась уйти от деления искусства на мужское и женское, а себя просила называть именно «художниКОМ».
Нужно сказать, что многие замечали в предельно крупных изображениях цветов сходство с женскими половыми органами. Начиная с её арт-менеджера, а впоследствии мужа - известного фотографа и галериста Альфреда Стиглица. Но сама О’Кифф старалась опровергнуть такие интерпретации, парируя, что в её цветах «эротического не более, чем заложено природой». Желание в нас тоже заложено самой природой… сексуальной энергией пропитано все мироздание. Потом вульву видели уже в принадлежащих её кисти складках гор на пейзажах, в ракушках (излюбленный эротический образ у символистов, кстати) и абстракциях.
Сексуальный подтекст не в первый раз сквозит в изображениях природных форм – ландшафтов, растительности, фруктов. Но впервые это сделано так укрупнённо (это будто макросъёмка бутона цветка или …?) и одновременно деликатно, нежно и особенно чувственно. Крупный план даёт возможность рассмотреть то, на что мы часто не обращаем внимания, как говорила сама художница. Эротизм ее картин это не про хрупкость цветов или уязвимость тела, а про силу и вечность природы, её плодородие и фрактальность. В бутоне цветка согласно художественному видению О’Кифф запечатлено все мироздание: женщина и мужчина, рождение и смерть, начало и конец, течение времени и неуловимость момента.
Среди любимых сортов художницы фактурные каллы, лилии, ирисы, дурман. Но цветы у неё часто изображены на грани абстракции и это открывает широкие возможности для интерпретации, дарит уникальные чувственные впечатления каждому. Когда кто-то создает произведение и дарит ему жизнь, оно уже не принадлежит автору. И каждый, кто созерцает его, имеет право на интерпретацию. Взгляните на эти «портреты» цветов, что в них видите вы?
В ответ на интерпретации «по Фрейду» художница заявляла: «Я ненавижу цветы, я их рисую, потому что они дешевле, чем модели, и они не двигаются!»
Завораживает её работа с цветом, плавные переходы оттенков будто затягивают вас внутрь изображения. Джорджия была знакома с трудами Кандинского по теории цвета. И глядя на многие её картины вы действительно будто слышите музыку. В каких-то из абстрактных полотен даже можно угадать очертания музыкальных инструментов. Первый цвет, который появился в творчестве О’Кифф, кстати, был синий. До этого в своих работах она использовала уголь. Синий – небесный цвет и является самым духовным по Кандинскому. Всю свою жизнь Джорджия рисовала небо с разных ракурсов, а когда в первый раз полетела на самолете – вид из иллюминатора поразил её. Последние картины в жизни художницы вдохновлены именно этим опытом.
Репрезентация женской сексуальности: фотография и живопись
Влияние искусства фотографии на творческий подход художницы отмечено многими исследователями. Она дружила с Полом Стрэндом и где-то даже почти цитировала его в своих полотнах. А её цветы – это фотографический зум, приближение, крупный план, взятый будто объективом фотоаппарата, а не глазом художника. Отношение к творчеству О’Кифф у критиков и публики формировалось также под влиянием фотографий, только уже её собственных. Эротическое прочтение её картин подпитывалось тем, что Альфред Стиглиц делал целые серии откровенных снимков жены, а потом выставлял в своей галерее. Несколько месяцев не иссякал поток желающих их увидеть. Именно Стиглиц - автор самых известных её портретов и создал её медиа образ, как художницы.
Джорджия О’Кифф старалась освободиться от условностей и расширять границы - личные, творческие. Она никогда не обращала внимания на мнение других, была самодостаточной и уверенной в себе женщиной: сохранила девичью фамилию после замужества, не примыкала ни к каким художественным течениям, создавала свой особый стиль одежды. О’Кифф носила мужские шляпы-котелки, а в более зрелом возрасте - широкополые, в разные периоды жизни выдерживала определённую цветовую гамму, например, надевала только черные и белые вещи из натуральных тканей. Силуэты её чёрных платьев в пол в сочетании с платком на голове и шляпой стали такой же визитной карточкой, как прическа и цветы в волосах Фриды Кало. В ответ на замечания критиков о том, что она берется писать то, что не удавалось изобразить даже мужчинам, Джорджия просто продолжала работать. Она вообще была очень трудолюбива и настойчива.
Нью-Йорк, как символ вечного мужского эго, крушение надежд и новый этап в творчестве
Стремясь уйти от феминистского прочтения её творчества, художница принимается писать городской портрет. И главным героем ее картин становится предельно мужской город – Нью-Йорк. Во времена американского архитектурного бума О’Кифф и Стиглиц вдохновлены экономическим ростом, размахом планов и энергией непрерывного движения к американской мечте. Они снимают апартаменты на 30 этаже, чтобы видеть город с высоты и Джорджия рисует здания, уходящие в самое небо. Нестандартная перспектива, отсутствие людей и архитектура, которая представляется чем-то нерукотворным, кажется естественной частью ландшафта, придает картинам художницы новизны и неординарности. Нью-Йорк тоже наполнен символами, только теперь уже фаллическими – огромные небоскребы, устремленные в небо и вечное мужское соревнование…
Завораживающая простота форм: пустыня, как неиссякаемый источник вдохновения. Магический реализм
Решение Джорджии оставить нью-йоркскую тематику пришло после краха фондового рынка (а вместе с ним и веры в американскую мечту) 1929 года и начала великой депрессии. Она как-бы метафорически спускается на землю и начинает рисовать амбары и сараи – что-то очень простое и такое естественное.
После тяжелого развода со Стиглицем она окончательно переехала в Нью-Мехико (куда раньше только сбегала, как в убежище, во время семейных неурядиц), купила ранчо и начала рисовать пустынные ландшафты, а так как там цветов не найти – решила собирать и изображать черепа и кости животных.
При кажущейся композиционной простоте и бессюжетности картины О’Кифф этого периода хочется рассматривать, от них невозможно отвести глаз. Кости и черепа у художницы не символ смерти, а воплощение вечности и того, что мир продолжает существовать и после нас – часто сквозь кости мы видим небо. Они только рамка, виньетка для того, чтобы она могла поработать любимым цветом – синим.
Природа продолжает самовоспроизводиться, жизнь на земле продолжается, небо остается на своём месте, несмотря ни на что. Возвращаются и цветы - ими украшены черепа бизонов, оленей, лошадей. Позже на ее картинах появится и человеческий череп. В то время в искусстве шли поиски национальной американской идентичности, художественных метафор, раскрывающих «american spirit». Работы в стиле магического реализма О’Кифф, как раз, и стали воплощением «американскости», смогли ухватить и показать образ страны. Он монументален, притягателен в своей аскетичности, красив и суров одновременно. Творческое видение художницы позволило разглядеть естество американской природы - загадочной и немного потусторонней: Дикий Запад, пустынный ландшафт, черные и фиолетовые холмы, иссушенные деревья, кости падших животных и необозримое небо над всем этим.
Посмотрите этот небольшой документальный фильм, чтобы убедиться в красоте места, где жила и работала художница. Авторы сняли с высоты птичьего полета её ранчо и невероятные ландшафты Нью-Мехико, которые вдохновляли О’Кифф на создание картин.
Последние ее полотна написаны в 60-х годах и объединены в серию. Они снова про… небо. Огромного размера картина длиной 7 метров «Небо над облаками» стала завершающей в её творчестве. После этого она окончательно потеряла зрение, но продолжала работать со скульптурой, керамикой, написала автобиографию. Джорджия прожила удивительную жизнь и оставила после себя более 2000 работ.
После того, как вы увидели цветы Джорджии О’Кифф, скорее всего уже не сможете смотреть обыденно на подаренный вам букет. Одна из задач искусства, как раз, в том, чтобы дать нам возможность иначе взглянуть на привычные вещи и мир вокруг. Будьте внимательнее и замечайте красоту во всём!
Друзья, если вы в первый раз на моём канале, то здесь я рассказываю про кино, книги, культуру. Много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни. Присоединяйтесь, скучно не будет;)
Вам могут быть интересны другие мои статьи: