Сергей Сельянов - это один из самых влиятельных деятелей современного российского кино. Он является руководителем компаний "СТВ" и "Мельница", продюсировал такие фильмы как "Брат", "Кукушка", "Жмурки", "Алёша Попович и Тугарин Змей", "Груз 200", "Салют-7" и др.
В 1995 г. Британский институт кино запустил документальный проект "Век кино", где яркие представители киноиндустрии из разных стран рассказывают о своем видении отечественной истории кино. Эпизод о российском кино подготовил Сергей Сельянов.
Для того, чтобы объяснить, что происходило с Россией и с кинематографом с начала XX века, Сергей Сельянов взял за основу "русскую идею" философа Н.А. Бердяева.
Русская идея предполагает главенство православной религии в самосознании общества, ожидающего наступления Царства Божьего на Земле.
Приход кинематографа в Россию практически совпал с приходом в страну революции. Коммунистическая утопия легко нашла отклик в русской душе. Построение коммунизма превратилось в попытку воплотить русскую идею в жизнь.
Первые фильмы революционных режиссеров - это реалистичные документалистичные зарисовки. Реальность не анализировалась и не критиковалась, а просто запечатлевалась. Большинство художественных фильмов были забавными бытовыми комедиями. Кино служило цели развлекать.
Посмотреть: "Третья Мещанская" 1927 г. (реж. А. Роом), "Папиросница от Моссельпрома" 1924 г. (реж. Ю. Желябужский), "Человек с киноаппаратом" 1929 г. (реж. Д. Вертов), "Весной" 1929 г. (реж. М. Кауфман), "Кукла с миллионами" 1928 г. (реж. С. Комаров), "Ягодка любви" 1926 г. (реж. А. Довженко).
Затем появилось новое русское кино - его целью было изменить мир. Кино творило не только настоящее и будущее, но и переписывало прошлое. Чтобы изменить мир, нужно было показать всем, что он был и сейчас является плохим. Режиссеры А. Довженко, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин изображают страшное очерненное прошлое, которое служит точкой опоры для устремления к будущей гармонии.
Посмотреть: "Стачка" 1925 г., "Броненосец Потемкин" 1925 г., "Октябрь" 1927 г. (реж. С. Эйзенштенй); "Арсенал" 1929 г., "Земля" 1930 г. (реж. А. Довженко); "Мать" 1926 г., "Простой случай" 1932 г. (реж. В. Пудовкин), "Аэлита" 1924 г. (реж. Я. Протазанов).
Коммунистическое общество было зачаровано светлым будущим и красотой мира. Обыденная частная жизнь не имела никакого значения. У отдельной личности есть только один путь - стать жертвой. Геройски и спокойно умереть во имя будущего. Например, в фильме "Окраина" 1933 г. (реж. Б. Барнет) бредущий по полю большевик очень сильно напоминает Христа.
Россия никогда не была буржуазным обществом. Никогда не обустраивала земную жизнь, полагая что праведно жить лишь ради Царства Божьего. Причем индивидуальное спасение невозможно - нужно найти спасение для всех.
Посмотреть: "Энтузиазм: Симфония Донбасса" 1930 г. (реж. Д. Вертов), "Дом на Трубной" 1928 г. (реж. Б. Барнет), "Счастье" 1935 г., "Чудесница" 1937 г.(реж. Л. Медведкин), "Златые горы" 1931 г. (реж. С. Юткевич).
1920-1930-е годы - это годы богоборческого кино. Флаг и звезда становятся символами новой коммунистической веры. Однако кощунство, которое творилось, одновременно было религиозным. В "Бежин луг" 1937 г. (реж. С. Эйзенштейн) показан разгром храма. Однако разгромщики - это светлые люди, которые утверждают новую веру. Приход коммунизма провозглашался как наступление Царства Божьего.
Русская идея не признает государственности, нации и власти. Однако вместе с коммунизмом страну охватывает имперский соблазн. Разрушив старое устройство государства, немедленно началось формирование нового крепкого государства.
"Иван Грозный" 1944 г. (реж. С. Эйзенштейн) - это последний фильм русской идеи. Дальше в России стала править идея государственности - а это уже совсем другое кино... Такое как "Сталкер" 1979 г. (реж. А. Тарковский).
Посмотреть: "Новая Москва" 1939 г. (реж. Л. Медведкин), "Цирк" 1936 г., "Светлый путь" 1940 г. (реж. Г. Александров), "Москва 1932", 1932 г. (реж. И. Посельский, Р. Кармен).
Источник информации: Документальный фильм "История русского кино от Сергея Сельянова" 1995 г.
Подробнее про историю русского кино читайте в серии статей "История российского кинематографа"
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )