Найти тему
От Урала до Карибов

Гаити. Медицина и здоровье.

Что самое опасное для миротворца в тропических странах? Если вы думаете, что это пуля или отравленная стрела, то вы глубоко заблуждаетесь. Самое опасное – это местные микробы, червячки и всякие мухи и комарики. Подхватить какую ни будь заразу в тропиках так же легко как обморозиться, если бегать голышом на улице в сорокаградусный мороз.

Еще будучи на курсах подготовки к сдаче SAT (это такой отборочный экзамен) мы посмотрели видеофильм то ли ВВС, то ли National Geographic, о тропических болезнях. Фильм о том, как под кожей у людей заводятся черви, как они заползают в глаза, в голову, как мучаются заболевшие малярией или дэнге, вид людей с ногами как у слонов – все это посеяло в нас большие сомнения в необходимости ехать куда-то испытывать судьбу. Но время идет, телевизионные ужасы теряют над вами силу. Кроме того с нами были люди, которые переболели малярией (в Конго) и, хотя им пришлось довольно сильно пострадать, остались живы и внешне мало отличались от нормальных людей. Поэтому когда стало известно, что я прошел отбор и записан в команду, предназначенную к отправке на Гаити, я начал серьезную подготовку к борьбе с чужими микроорганизмами, флорой и фауной.

Наиболее известные опасные для белого человека заболевания, которые у всех на слуху, – это малярия, лихорадка дэнге, желтая лихорадка, гепатит. Довольно сильные неприятности доставляет диарея. Известно немало случаев, когда люди от длительной диареи просто погибали. Еще учась в школе я прочел немало книг о завоевании Америки и знал, что значительная часть конкистадоров и других белых завоевателей, и просто авантюристов погибали не от стрелы коварного индейца, а от разного рода лихорадок и укусов представителей животного мира. Поэтому к подготовке отнесся самым серьезным образом. В аптеке сначала насторожились, когда я представил список лекарственных препаратов. Но когда узнали куда я собираюсь, то список этот дополнили. В результате моя личная аптечка, с которой я поехал в Москву (откуда должен был стартовать далее) с трудом поместилась в коробку от женских зимних сапог. Чего там только не было! Регидрон на случай диареи. Несколько упаковок лоперамида. Сначала я хотел взять фуразолидон, так как за всю свою жизнь иного средства от жидкого стула не знал (если не считать сульгина, оставшегося в далеком сэсээровском детстве), но провизоры мне сказали, что фуразолидон против тропических микробов не устоит. Зато лоперамид запечатает так, что и ломом не пробьешь. Несколько упаковок тетрациклина (когда-то давно, это было универсальное средство от всех болезней), ну и куча всяких аспиринов, парацетамолов и прочих, названий которых я уже и не помню. Ребята в Москве здорово смеялись надо мной и говорили, что я несомненно буду самым здоровым человеком в карибском бассейне.

Родное государство тоже не осталось в стороне, и по-своему озаботилось моей безопасностью. Мне сделали прививки от столбняка, желтой лихорадки и гепатита, а в медсанчасти МВД выдали несколько фунфыриков с зеленкой, полкило ваты и с десяток бинтов. Видимо наши эскулапы считали, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы выжить в суровых условиях тропического ада. Зеленку и вату я оставил на подоконнике в гостинице. Бинты все же взял – мало ли что.

Кто-то наверное спросит, зачем вообще было покупать лекарства и везти их с собой в эдакую даль? Неужели ООН на месте не обеспечивает свой контингент медицинской помощью? Или край настолько дикий, что там нет аптек? Дело в том, что о Гаити в то время информация была крайне скудной. Все, что я знал из, когда-то в детстве, прочитанных книг – это то, что страна расположена в Карибском море, там живут несчастные люди-дикари, которых безбожно эксплуатировал сначала Папа-док, а потом его сынок Бэби-док. Ну и еще, что где-то в тех местах когда-то орудовали пираты. Интернет в 2005 году еще не имел таких скоростей как сегодня. В Москве дела обстояли получше, но в глубине России, откуда меня понесло на другой край света, с глобальной сетью соединялись с помощью модема, телефонной карточки и телефона, на котором должна была быть «восьмерка» для междугородней связи. Сам процесс подключения занимал иногда до десяти минут, да еще периодически происходили разъединения. Скорость была несколько килобит/сек, так что особо не разгуляешься. Поэтому что такое Гаити сегодняшнего дня, вернее дня тогдашнего – 2005 года, ни я ни кто-то другой особо не представляли. В нашей команде были два человека уже прошедшие суровую школу миротворчества в Конго. Там они в полной мере ощутили прелести отсутствия цивилизации, оба переболели малярией и к опыту их мы не могли не прислушаться. Так вот, по их словам, миссия ООН в стране пребывания имеет свой медперсонал, предназначенный для оказания медицинской помощи сотрудникам контингента. Там есть и врачи и средний медперсонал, набираемый в разных странах, имеется довольно неплохое оборудование, свой госпиталь. Но все эти прелести находятся лишь на центральной усадьбе. То есть при штаб-квартире, в столице страны. В регионах зачастую никакой серьезной медицины нет. Поэтому в случае заболевания больного везли в центр, либо медика везли на периферию. Транспортом миссии ООН как правило укомплектованы неплохо. И наземным и воздушным. Есть и самолеты, но в основном вертолеты. И очень много вертолетов и экипажей наших, российских. Так что теоретически никаких проблем с лечением не должно быть. Но ведь нужно учитывать еще капризы погоды. Ураганы, тайфуны, тропические ливни там происходят на регулярной основе. Кроме природных могут быть еще причины чисто человеческие - я имею ввиду постоянные боевые действия, бунты, которые делают весьма затруднительными перемещения по стране любых видов транспорта. И сдохнуть от поноса, пока какие-то распоясавшиеся «лесные братья», вдруг решили выйти на простор войны и взять под контроль наземные и воздушные пути, было бы очень обидно, а еще и позорно для родственников.

По прибытии в Порт-о-пренс – столицу незалэжной республики Гаити, всех новобранцев «прогоняют» через Induction training. В буквальном переводе – это вводный инструктаж, или что-то вроде ускоренных курсов молодого бойца. Длится этот период в течение недели. Вам рассказывают об особенностях страны пребывания, нормах поведения и так далее. Обязательной программой является поход в местный фельдшерский пункт, где все покажут и расскажут об основных видах местных болезней, объяснят - что делать и куда бежать в случае недомогания, и на прощание подарят несколько презервативов. Презервативы в миссии выдают бесплатно по первому требованию, но в разумных пределах. Обычная норма три штуки на неделю. Когда я шутки ради попросил пять – мне выдали без проблем. Презервативы в то время в российских аптеках были, но стоили недешево, а самое главное – было как-то неудобно их просить. Сказывалось советское воспитание. Поэтому я решил сделать стратегический запас за счет ООН. А чего? Весу в них немного. Места в багаже занимают тоже немного. Но когда я, примерно через месяц, попросил сразу десять штук, то медсестра очень заинтересованно на меня посмотрела и полюбопытствовала – успеваю ли я исполнять свои служебные обязанности? Я сказал, что успеваю и, что десять резинок на неделю – это не так уж и много. Медсестра похихикала, но отказала, сославшись, что больше десяти штук в неделю выдать не сможет и посоветовала излишки приобретать на свои деньги. Потом, видимо, чтобы как-то смягчить свой отказ, предложила мне женские презервативы. Я был очень удивлен, видел такое чудо впервые, поэтому взял пару штук в качестве сувенира.

Как оказалось на Гаити ситуация с болячками и лекарствами куда как благоприятнее по сравнению с Конго. В самой столице было полно всякого рода фармаций, стеллажи которых были забиты красивыми упаковками с таблетками и порошками. В провинции дела обстояли похуже, но в каждом административном центре провинции обязательно есть несколько аптек, а кроме того некоторые лекарства продаются и в обычных магазинах. В населенных пунктах поменьше аптек может и не быть.

есть вот такие
есть вот такие
а есть такие
а есть такие
-4
-5

Очень распространена торговля уличная лекарствами. По улицам ходят коробейники с огромными корзинами на головах забитыми до отказа лекарствами на все случаи жизни. И никаких рецептов!

-6

В столице есть несколько госпиталей, как государственных, так и частных есть госпитали, содержащиеся благотворительными обществами. Медсестры, работающие в этих госпиталях, имеют свою униформу и выглядят довольно привлекательно в своих белых колготках. Белые колготки на черном теле – это что-то с чем-то! Когда стайка таких молодых сестричек, весело щебеча проходит мимо тебя, трудно сфокусировать взгляд на чем-то другом!

вот они какие, сестрички
вот они какие, сестрички

-8
-9
-10

Так что с медициной на Гаити вроде бы все прекрасно, если бы не одно «но»…

Как-то раз заболел мой коллега-напарник. Сам он родом из Вануату. Их в миссии всего четверо было. Не помню уже, что за болячка у него была. То ли простуда какая-то, то ли что-то типа того. Короче говоря, поехали мы с ним в аптеку. Аптека была в Петионвилле – это такой пригород Порт-о-пренса. Раньше было престижное место – спальный район для обеспеченных граждан страны. В последнее время, с приходом демократии, превратился в такую же помойку как и все остальное. Аптека приличная, большие витрины, много всяких разноцветных лекарств, молодые и красивые провизорши. Я вот опять – таки не помню, то ли у него рецепт был какой-то, то ли он про свою болезнь рассказал и девчонки ему сами посоветовали, но минут через десять выдали они ему несколько красивых коробочек. Я ради интереса взял одну из них и пока вануатец превозмогая болезнь любезничал с красотками-провизоршами, стал читать надпись. И случайно обратил внимание на срок годности. Оказалось, что срок этот закончился еще в прошлом году. Я сказал об этом Калорису (так зовут вануатца). Посмотрели другие коробочки и на них тоже срок годности или истек или уже истекал в ближайшие недели. Обратили на это внимание девчушек за прилавком, но они сделали удивленные глаза: срок истек? Ну и что?

Калорис был удивлен. Я был поражен. Понятно, что страна находится где-то там далеко! Но с другой стороны – до США всего два часа самолетом. Да и сама аптека выглядела весьма презентабельно. И вдруг такое! Калорис попросил заменить лекарства, но оказалось, что все они были с истекшим сроком. Все! Лекарства он им вернул. Мы уехали, а девчонки так и не поняли, что же случилось. В другой аптеке оказалось все так же. Лишь в третьей или четвертой по счету нашли непросроченные. Калорису я советовал обратиться в ООНовский госпиталь или посмотреть в моей аптечке, но он купил в аптеке. Поскольку он выжил – они оказались не вредными.

К тому времени я уже привык к тому, что на Гаити, иногда даже в супермаркетах, вовсю продавалась продукция с истекшим сроком годности. И если там не было явных следов плесени, грибков каких-то, то ни покупатели, ни продавцы особого внимания на это не обращали. Я и сам поначалу не обращал, пока случайно не увидел, что покупаю молоко, срок годности которого истек семь месяцев назад. Но, чтобы и с лекарствами дело обстояло также!..

Позже я обсуждал это дело с местными, и они сказали, что тут ничего страшного нет. Лекарства – это же не мясо. Они не могут протухнуть. Ну, в крайнем случае, для пущей уверенности, можно отнести эти лекарства к жрецу Вуду. За небольшую плату он их «заговорит» и они не только не будут вредными, но станут еще полезнее!

Вот такая вот она страна – Гаити!