Найти в Дзене

Булгаковские посиделки - возвращение в ужасно прелестный роман с профессором Ужанковым

Оглавление

Продолжим наши Булгаковские посиделки. Есть повод: на Галактическом Ковчеге в теме "Рукописи не горят"появилась новая находка, которой спешу поделиться с друзьями. Профессор А.Ужанков - больше богослов, чем философ, и эту сторону романа он сумел разложить по полочкам безупречно.

Мне булгаковский Га-Ноцри всегда был близок, как Человек высшего порядка, понимающий всё и вся, своим примером любви и самоотверженности перед лицом человечества не только заслуживший жизнь вечную, но и перевернувший ход времён в человеческом сознании, до которого и речи не было, что БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ...

Этот ролик нашла Лара Фай-Родис, он более часа и мне лично мешает формат интервью, явно предустроенные вопросы под лекцию профессора, поэтому я предлагаю Вам 40-минутную лекцию, оригинал академического и в то же время достаточно простого прочтения.

До этого момента я встречался только с осуждением Ужанова со стороны диакона Андрея Кураева (на записи это фрагмент на 19-й минуте):

"Так что я каждый раз вздрагиваю, когда в очередной статье православного литературоведа А. Ужанкова вновь и вновь читаю:

«В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. Как и его создатель, Михаил Булгаков, Мастер тоже отказался от своего ангела-хранителя, поскольку отказался от своего имени, данного ему при крещении».

В романе нет такого эпизода. В черновиках – тоже. Подтверждений тому, что Булгаков отказывался от своего имени Михаил, Ужанков не приводит. Дневник Е. С. Булгаковой показывает, что про свои именины Булгаков помнит и принимает поздравления: «21 ноября 1934. День именин М. А. Мы с Сергеем подарили ему “пополам”, как говорит Сергей, ноты – “ангейзера”, “Руслана и Людмилу” и др. Это еще – накануне. А сегодня я подарила ему бюро – александровское. Был звонок Оли – поздравление».

Про мастера я молчу: влюбленные имеют право называть друг друга как хотят. Хоть рыбонькой, хоть козликом… А если студенты позовут Александра Ужанкова «профессор!» и тот откликнется на это обращение, это вряд ли будет означать его отречение от св. князя Александра Невского."

Что хотел этим пошутить отец Андрей, известно одному ему, по-моему. Нам, невоцерковлённым, не понять. Но ежели кто из читателей мне пояснит прелесть этой шутки юмора, премного бла-бла...

Прошу прощения - уже в самом начале этой полемической статьи я, оказывается, уже стал на сторону Ужанова. Слово ПРЕЛЕСТЬ по его трактовке означает ПРЕЛЬЩЕНИЕ, то есть искушение, ложь от падшего ангела, о чём он говорит в самом начале лекции.

Да, совершенно верно, ПРЕЛЕСТЬ изначально, это то, что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… Толковый словарь Даля

Ну и? Прелесть Маргариты разве не обольщает читателя и зрителя?

НЕХОРОШО! НЕПРИЛИЧНО. И это самый скромный кадр, о прелесть...

Всю лекцию пересказывать Вам я, естественно, не намерен, отмечу только точки, отличные от других, от обычного восприятия. Профессор много пересказывает эпизодов из романа, что мне без надобности, так я думал. Хотя написал первую версию "Мистерии Маргариты" для одного театра и получил первый вопрос от режиссёра: "А что поймёт зритель, который не читал Булгакова?"

До сих пор не знаю, что ответить. Сам-то я читал ещё журнальную версию, и потом не раз перечитывал переиздания, до рисунка на мозгу, как говорится.... В общем - профессора понять можно, студенты у него ещё только учатся в ин-те Культуры, ещё не культурные. В общем - кто не читал - слушайте всю лекцию, а для своих продолжу краткие пометки на манжетках.

  1. ГЛАВНАЯ РУССКАЯ ИДЕЯ - хранить Православие до Страшного Суда.
  2. МОСКВА - Новый Иерусалим, и обустроена Красная Площадь именно как описано в Апокалипсисе.

и многое другое, например "Свидетельствуя в пользу существования Иешуа Мессир Воланд само-утверждает своё бытиё,." ё-моё..

Этих трех точек уже достаточно, для того, чтобы пробудить интерес к лекции. Хотя, Михаил Булгаков, на мой взгляд, и не выдумывал насчёт веры нового ничего, он согласен с версией старика Гёте, эпиграф к роману-то из "Фауста" взял, помните?

...Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. "Фауст" - и я не знаю, что там по вере, не помню, но о любви очень неплохо, правда несколько пресыщеннно, на мой взгляд:
-2

Однако посвящение пресыщению Гёте - это отдельная тема, вне нашей лекции:

Бог его ведает тайны и нам не подаст этот свиток

Но, словно тайный огонь, всё терзает меня допущенье

А не скрывал ли венец золотой пресыщенья

Боли в глазах вечно ждущего тень Маргариты ?

…был Мефистофель и честно сказал:

"Вы умрёте

Лишь этой девы любви не познав

Добрый автор, мой Гёте...."

На лекции мы не о женских прелестях говорим, увы и ах... Зато есть интересный, новый для меня эпизод - Булгаков сжег первый вариант Черного Мага или Консультанта с Копытом НАПОЛОВИНУ. Как так? А вот так:

-3

Он порвал тетрадки пополам, сверху вниз. Разрыв справа я выделил чёрным. И сжёг Михаил Афанасьевич правую половину, то есть начала строк остались. Такое полусожжение, по примеру Гоголя. Который тоже не полностью сжёг второй том "Мертвых душ", фрагменты я читал, ничего интересного.

ВТОРУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОР НАЗВАЛ

"Коту под хвост"

-4

Воланд утверждает, что нужно принимать всё на веру. Не нужно никаких доказательств Канта, нужна вера. - от Александра Ужанкова.

Существует 4 канонических Евангелия и не менее 57 апокрифических - очень интересно, ибо я встречал не более 15 апокрифов, сколько ещё скрытого для нас в анналах института церкви?

Нельзя согласиться с Булгаковым, что переписчики вносили в каноны Евангелия какие-то изменения - это заявление Александра Ужанкова опровергается самой историей христианства. Собирались специальные Вселенские Соборы по вопросам "есть ли душа у женщины", "Иисус и реинкарнация душ" и т.д. Чистили, не хуже, чем у нас при КПСС труды Ленина. А первые издания, до чистки, давали в Ленинской библиотеке по спец допуску.

Вот и произошла очередная прелесть, произошла ГУМАНИЗАЦИЯ Иисуса Христа (в образе Иешуа), что профессор Ужанков считает не хорошо, но так близко мне, невоцерковлённому...

Аннушка в переводе означает "благодать", а масло елей в Евангелии от Матфея женщина возлила на голову Иисусу - в романе же сплошные перевёртыши - ну, куда с маслом попала голова Берлиоза уж точно все помнят!

Но отчего же всё это коту под хвост? А вот отчего:

"– Роман о Понтии Пилате.

Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал и смехом этим никого не удивил. Бегемот почему-то зааплодировал.

– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.

– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.

– Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал: – Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду. Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез:

– Вот она, рукопись! Вот она!

Она кинулась к Воланду и восхищенно добавила:

– Всесилен, всесилен!

Воланд взял в руки поданный ему экземпляр, повернул его, отложил в сторону и молча, без улыбки уставился на мастера. Но тот неизвестно отчего впал в тоску и беспокойство, поднялся со стула, заломил руки и, обращаясь к далекой луне, вздрагивая, начал бормотать:

– И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...

Маргарита вцепилась в больничный халат, прижалась к нему и ..."

-5

Поскольку кот сидел на рукописях, значит всё было написано коту под хвост...

Ну, с анатомией не поспоришь, хотя и у меня бывало,что кот сиживал на рукописях, а то и спал на компьютерном блоке.

-6

Далее проф Ужанков рассказывает о том, что Мастер и Маргарита обрели под крылом Воланда не вечный покой, с этим я согласен, потому обкщаю продолжить наши Булгаковские посиделки.