Найти в Дзене

Когда фильм лучше, чем книга: “Книжный вор” Маркус Зусак

Одним из главных приемов литературы является масштабирование, с которым играет автор. Есть, например, явления вселенского масштаба, как мировые войны, а есть инциденты настолько крошечные, что на них даже грех заморачиваться. И магия литературы заключается в том, чтобы крошечное происшествие стало для читателя таким же ударом, как и для героя. Так, все из нас указывали пальцы иглой, но для Спящей красавицы — это роковое событие. И этот прием так приближает литературу к нам, обывателям, потому что мы не решаем каждый день мировые проблемы. Мы зациклены на своих мелких человеческих трудностях и неурядицах. Но, как оказалось, случается иногда и обратное: мировые события обесцениваются. Это в моих глазах и произошло в “Книжном воре” Марка Зусака. Обложка, как обычно пестрит фразами про дерзкий шедевр. Так вот именно дерзость и погубила для меня эту книгу. Наглость Зусака состоит в том, что он решил рассказывать о второй мировой войне, о маленьком немецком городке, о сироте, о фашистской Ге
Оглавление

Одним из главных приемов литературы является масштабирование, с которым играет автор. Есть, например, явления вселенского масштаба, как мировые войны, а есть инциденты настолько крошечные, что на них даже грех заморачиваться. И магия литературы заключается в том, чтобы крошечное происшествие стало для читателя таким же ударом, как и для героя. Так, все из нас указывали пальцы иглой, но для Спящей красавицы — это роковое событие. И этот прием так приближает литературу к нам, обывателям, потому что мы не решаем каждый день мировые проблемы. Мы зациклены на своих мелких человеческих трудностях и неурядицах. Но, как оказалось, случается иногда и обратное: мировые события обесцениваются. Это в моих глазах и произошло в “Книжном воре” Марка Зусака.

Обложка, как обычно пестрит фразами про дерзкий шедевр. Так вот именно дерзость и погубила для меня эту книгу. Наглость Зусака состоит в том, что он решил рассказывать о второй мировой войне, о маленьком немецком городке, о сироте, о фашистской Германии и евреях со стороны Смерти. И в общем-то все могло сложиться, если бы не вся драма, которая кроется в этих словах.

Мне кажется, на меня бы больше впечатления произвела линейно рассказанная повесть о том, как на глазах Лизель Мемингер (главной героини) умирает брат, на похоронах которого она крадет свою первую книгу. Как она приезжает в новую семью, а мать тает навсегда. Как в новой семье она приобретает настоящего отца, и как оказалось потом еще одну родную мать. Как она укрывает еврея от фашистов, крадет книги и учится читать. Как отца за помощь заключенным отправляют на войну. Даже перечисляя эти события сейчас на листе я испытываю больше эмоций, чем когда я читала книгу. Потому что книга написана от имени Смерти, которая не соблюдает линейность, которая рассказывает что ей угодно, когда угодно. И я понимаю, что, наверное, Смерть бы так и делала. Но в данном случае, на мне этот прием не сработал. И абсолютно обнулил все те эмоции, которые я могла бы получить от этой книги. Поэтому мне жаль.

И поэтому фильм в данном случае лучше книги. В долгой упорной войне, которую картинка проигрывает печатным словам, этот бой она выиграла в чистую. С другой стороны фильм бы не родился без книги, так что, наверное, “Книжный вор” не так уж плох. Но в качестве чтения советовать эту книгу, к сожалению не могу. Лучше потратить свое время на фильм, который скорее всего останется в подсознании, в отличие от книги.

Уже прочитали? Заходите обсудить в чат.

Понравилась статья? - "Подписаться" здесь->

И не забудь - поставить лайк 👍