Найти тему

Вы прошли собеседование в авиакомпанию: что дальше?

Итак, мечта детства сбылась, вы услышали на собеседовании заветное: "Вами успешно пройден первый конкурсный этап". Уже звоните родственникам заикающимся от счастья голосом и мысленно примеряете форму бортпроводника. Авиакомпания дала четкие указания, что делать дальше, но чувство растерянности не покидает? А вдруг вас взяли в несколько компаний, но кроме цветов ливреи самолетов вы не видите различий между ними? Как тогда выбрать, куда именно отнести свою трудовую? Сейчас разберемся.

Предлагаю на берегу определиться: что именно вы ищите в профессии бортпроводника. От этого будет зависеть, какая а/к подходит больше. Вы живете на юго-западе Москвы и не хотите тратить время на дорогу до Шереметьево? Предлагаю присмотреться к компаниям, вылетающим из Внуково. Ваша цель - работа в бизнес-классе? Читайте отзывы пассажиров, какая компания предоставляет наилучший сервис в высоких классах обслуживания. А может, вы хотите оставаться в командировках чуть дольше, чем несколько дней? Тогда есть смысл задуматься о построении карьеры в чартерных компаниях: "Северный ветер", "Azur Air", "Royal Flight". Однако зачастую они требуют бортпроводников с уже имеющимся опытом работы. Если же стабильный график (насколько это возможно в данной сфере) и такая же стабильная (не зависящая от сезона) оплата труда для вас стоят на первом месте - тогда комфортнее будет работать в "регулярке". К таким относятся "Аэрофлот", "S7", "Победа", "Utair", "Россия" и проч. Тем более, это наиболее легкий способ попасть в авиацию. Т.к. эти а/к часто не требуют опыта работы в авиации.

Сразу оговорюсь, в данной статье я рассматриваю только направление гражданских авиаперевозок. Про прохождение собеседования и работу в бизнес-авиации в этой статье информация не изложена.

1. Какую компанию выбрать? Изучите на официальных сайтах маршрутную сеть. Это крайне важная составляющая, если вам, помимо работы, еще хочется зацепить глазом новые места. Далее - авиапарк. Чем больше типов самолетов у компании, тем шире география полетов, и, как бонус, больший приоритет у вас будет среди конкурсантов при желании устроиться в другую компанию. Так как всегда удобно брать уже обученного сотрудника, и тем самым быстрее вводить его в строй. Среди самолетов обратите внимание на количество узкофюзеляжных и широкофюзеляжных. Так как это показывает, сколько пассажиров вы чаще будете встречать каждый рабочий день - 200 или 400 (я беру средние значения, так как компоновки в каждой компании свои). Единственная компания-лоукостер на момент написания статьи - "Победа". Стоит остановить свой выбор на ней, если вы не хотите предоставлять материальный сервис (питание, напитки, пледы-подушки). Однако, не стоит думать, что "отсутствие материального сервиса" тождественно "наиболее легкой работе". Также могу посоветовать читать посты и отзывы уже действующих бортпроводников, чтобы лучше узнать политику конкретной компании.

2. ВЛЭК. Врачебно-летная экспертная комиссия. Туда вас сразу направят после успешного прохождения собеседования. Какие здесь подводные камни? Я начинала карьеру в "Аэрофлоте", и для того, чтобы прийти на ВЛЭК, нужно было уже иметь при себе большой список анализов/справок, собранных в поликлинике по месту жительства. Так вот, сразу уточняйте у врачей, все ли с анализами в порядке. Если есть слабые места - задумайтесь об этом до того, как придете в медцентр вашей будущей авиакомпании. Меня в первый раз моментально развернули из-за того, что в выписке врача присутствовал диагноз, ошибочно поставленный мне в детстве. Про ВЛЭК подробно расскажу в следующей статье, сейчас лишь хочу обратить ваше внимание, что в медцентр нужно уже приходить полностью здоровым.

3. Обучение. Это стоит прочесть тем, кто переезжает из другого города. Обязательно берите с собой вещи по погоде, соберите минимальную аптечку, подготовьте финансы. Заранее ознакомьтесь с ценами на проживание в хостеле/квартире/комнате в районе учебного центра (как правило, эти центры расположены в непосредственной близости к аэропортам, поэтому цены на жилье могут быть существенно выше, чем в ваших представлениях). Некоторые компании на время обучения выплачивают стипендию, некоторые - нет.

4. Что нужно для выполнения рейса? Теперь давайте о наиболее приятном. Экзамены сданы, договор подписан. Впереди первые рейсы. Одни компании предоставляют сотрудникам полные комплекты форменной одежды (включая рабочую и сезонную обувь, верхнюю одежду), другие же - только одежду для выполнения рейса. Если вам не предоставляют обувь, вам придётся приобретать ее самим. Не экономьте! Берите кожаные туфли на невысоком каблуке (ни в коем случае не балетки, даже если они разрешены рабочими инструкциями компании). Обратите внимание на ваши физиологические особенности - если после долгих прогулок ноги отекают, имеет смысл купить дополнительную пару на размер больше. Или выбрать обувь со супинатором. Не игнорируйте необходимость компрессионных колготок как профилактику варикозного расширения вен. Но перед покупкой проконсультируйтесь с врачом, чтобы вам подобрали нужный класс компрессии.

На чем еще не стоит экономить: качественный зонт, чемодан, рабочая сумка. Вы покупаете эти вещи на долгий срок, поэтому подумайте о них раз, чтобы больше не думать никогда. Материал должен быть плотным, если это ткань, чтобы не пропускать влагу. Если же хотите твердый чемодан, отдайте предпочтение поликарбонату, а не другим видам пластика. Этот материал чуть дороже, но надежнее и легче. Обратите внимание, как выполнены крепления ручек чемоданов и колес.

На чем можно сэкономить: счетчик, авторучки, блокнот для записей, кусачки для пломб. Счетчик необходим для подсчета фактического количества пассажиров на борту. Они бывают двух видов: механический и электронный. Советую первый в силу его наибольшей надежности в плане точного подсчета. Цены варьируются в диапазоне от 70 до 500 рублей, а принцип работы один и тот же. Закупите сразу несколько на китайских сайтах, не переплачивайте. Насчет ручек: не берите в рейсы ваши любимые или дорогие. В большинстве компаний каждый бортпроводник несет ответственность за какое-либо материальное имущество, а значит, вам нужно будет подписывать множество документов. Также вы дадите ее пассажиру, который может просто забыть ее вернуть. Или вернуть, но не вам. Или вы просто где-то ее потеряете. Купите несколько простых ручек и носите в кармане пиджака или в косметичке на всякий случай. Блокнот: тут подойдут даже небольшие по размеру стикеры - незаменимая вещь на случай срочных просьб пассажиров, сообщений от коллег и т.д. Кусачки - они же обычные когтерезки. Необходимы они, чтобы срезать пломбы с тележек и контейнеров с питанием. Я первое время летала без них, и могу сказать, что это - крайне нужная покупка. Но не берите тяжелые и дорогие, мои за 200 рублей дор сих пор в отличном состоянии.

Это основные аспекты для начала летной карьеры. В других статьях вы найдете подробную информацию о прохождении ВЛЭК, обучении в "Аэрофлоте" и другие материалы для тех, кто собирается сменить офисное окно на иллюминатор.

Спасибо за прочтение, буду рада комментариям и вашим лайфхакам для начала работы в авиации!