Найти тему
НУАР-NOIR

Страшила из «внешнего сумрака» за пределами страны Оз

Пугало – как предмет и как кино-персонаж триллеров, фильмов ужасов по популярности уступает первенство только различного рода куклам. Добрым контекстом обладает, пожалуй, лишь Страшила из «Изумрудного города» («Страны Оз»). В данном материале мы попытаемся разобраться в скрытых смыслах пугала, кое возникает в кино.

Афиша фильма "Пимпернелл Смит" (1941)
Афиша фильма "Пимпернелл Смит" (1941)

Всего мы насчитали более сотни «мрачных фильмов», в которых появляется пугало. Собственно схожесть с человеком, точнее говоря, пугало как подобие человека и является основным его признаком, роднящим с куклой. Хотя функции у них разные. С куклой играют, пугало же изначально страшит. Отсчет можно начать с фильма 1941 года «Пимпернелл Смит», в котором профессор археологии, спасаясь от преследования, притворяется пугалом.

Хотя если посмотреть на фильмы в целом, то функции мрачного киношного пугала совершенно разные. Оное может выступать как предупреждение об угрозе или же является своего рода «пограничным знаком» между жизнью и смертью. Именно в таком качестве выступает пугало из «Сонной лощины» (1999).

Аналогичное можно сказать и про пугало из «Мертвых пташек» (2004), которое буквально «предупреждает» грабителей времен гражданской войны в США, что не надо укрываться в заброшенном доме.

Пугало из мистического триллера «Топь» (2006) является неким идентификатором воспоминаний, своего рода шлагбаумом, за которым кроется мир пугающего прошлого.

Хотя чаще всего происходит «одушевление» пугал, после чего они становятся зловещими персонажами. Однако есть существенные различия. Например, злое существо из второй части «Джиперс Криперс» (2002) только прикидывается пугалом, чтобы похитить ребенка.

В то же самое время в фильме «Кошелек или жизнь» (2007) «малыш», коего все принимают за ряженого на Хэллоуин ребенка, действительно является ожившим пугалом. Хотя в начале фильма присутствуют просто манекены, становящиеся частью праздника. Так показывается различие между пугалами «действительными» и «мнимыми».

Есть просто ожившие пугала, которые действуют в страшных историях сами по себе. Например, это можно наблюдать в одной из новелл, из которых составлен фильм «Страшные истории для рассказа в темноте» (2019). Опять же монстром является ожившее чучело из фильма «Шелуха» (2010).

Надо отметить, что есть девиантные личности, которые полагают себя «пугалом», но на практике являются всего лишь маньяками, то есть в итоге людьми. В качестве такового можно привести негативного персонажа из слэшера «Город, который боялся заката» (2014).

Тема чучела также ярко выведена в «Детях кукурузы» (1984), которые дали начало целой серии фильмов. Впрочем, в данном случае виден лишь отдаленный намек на ритуал, а превращение в чучело – это всё-таки казнь. Опять же не всякое кукурузное поле в триллере предполагает пугало, на что указывает фильм «Знаки» (2002)

Ино-модель Наташа: от «Особи» до «Чёрной комнаты»

Но вернемся к теме пугала как ритуала, что полностью раскрыто в фильме «Святое место» (2007). Лента интересна ещё и тем, что в ней играет совсем юная Хлоя Морец.

«Пищеблок» на западный манер или «тёмный Эрос» летнего лагеря

«Точку» в развитии сюжета о пугале поставил фильм 1995 года «Ночь пугала» (но не в хронологии возникновении кинокартин). Во многих лентах явно читалось, что пугало является своего рода распятием наоборот, своего рода инфернальной насмешкой над священным символом.