Я уже писала про то, что всякая инклюзия детей и людей с особенностями должна быть разумной. Технологии грамотные и проверенные, должны быть задействованы специалисты, все члены общества должны осознавать, что инклюзия в случае с такими серьезными диагнозами как некоторые из расстройств аутического спектра (РАС) или синдром Дауна имеют ограничения, и вполне серьезные. Да, обществу нужно запастись терпением и толерантностью, не орать и не падать в обморок, увидев на площадке особенного ребенка, но и специалистам и родителям особенных детей нужно проводить инклюзию грамотно, не подвергая серьезной опасности членов общества, и обычных детей в частности.
Но кажется, что освещение в СМИ и блогосфере этой темы скатывается на эмоции. Уж не знаю почему, то ли что так выгодно, больше внимания, или потому что мы глупеем, а может, и то и другое.
Недавно посмотрела ролик ютуб блогера Кати Конасовой. Иногда смотрю ее ролики, мне очень нравятся ее расследования относительно блогерской косметики из подвалов и черной косметологии, но только дело доходит до более комплексной и социальной проблематики, все пропало.
Этот ролик оказался поинтереснее. А именно тем, что в нем присутствует один древний и известный прием информационной войны.
Вообще, еще до появления термина «информационная война» человечеству были известны два приема, которые широко использовались на протяжении веков.
1. Демонстрируй кр*вь несправедливо обиженных врагом жертв.
Во всяком военном конфликте это есть. Обычно это мирные жители, жестоко расстрелянные, отравленные химическим оружием и т.д. В репортажах с места событий они выливаются во что-то вроде умирающего ребенка, которого держит за ручку обезумевшая от горя мать. Увы, но сцены войны полны такими случаями. Лично мне никогда не хватает психологической силы смотреть эти вещи.
2. Показывай врага вероломным, жестоким и тупым (чтобы его не жалко было укокошить, в идеале чтобы осознание того, что это тоже люди, пропало).
А вот тут мы и возвращаемся к ролику Кати Конасовой. Она говорит, о комментариях противников центра «Какая разница!», в которых люди пишут, что аутизм возникает от того, что мама и папа во время планирования беременности и во время ее увлекались алкоголем и всякими запрещенными веществами. Потом торжествующе опровергает тезис о том, что аутизм возникает не от этого. Уфф, в наш просвещенный век это почти всем понятно. Неадекват есть везде и всегда, он обычно крикливее, но никогда не составляет основную массу. А тут же это выносится на передний план, показывая всех противников коллективного гуляния детей с особенностями на обычной детской площадке как неадекватов.
Катя говорит, что многие не в курсе, что есть РАС, посему так жестоки к детям с РАС, и советует почитать книжку М. Дубовой «Мама, ау». Это книжка – литературный жанр вообще-то. Да, интересно. Да, трогательно. Но не раскрывает вопроса о том, как проводить инклюзию детей с РАС с научной точки зрения. Эта литература совсем не такая трогательная и интересная.
А мне интересно, чтобы сделала Катя, если бы ее ребенок гулял на площадке, а на нее пришло человек 10 детей с особенностями, включая подростков, которые уже значительно сильнее физически детей старшего детсадовского возраста. Читала ли сама Катя литературу о том, что происходит с детьми с РАС (особенно расстройствами с умственной отсталостью) в период полового созревания? Нормальные родители детей с РАС кстати ознакомлены с такой проблемой.
Я бы не стала возмущаться, если бы это был волна негатива по поводу восприятия обществом детей с особенностями шла против неадекватов, орущих «уберите ваших особенных с глаз долой», но это все подается под соусом всеобъемлющей инклюзии, забывая про интересы обычных детей. А ведь в ряде случаев, без грамотного надзора особенные дети могут представлять опасность для обычных детей (как и наоборот кстати).
Я была на увеселительном мероприятии для детей с РАС, где присутствовали их семьи, с родителями и здоровыми братьями и сестрами, которые в курсе недугов своих родных и похожи детей, которые знают, как с ними общаться. Также там были и просто семьи друзей, без РАС. И вот это – замечательный формат. Никто никого не стесняет, не боится, всем весело; мероприятие проводят специалисты и родные детей с РАС, которые в курсе что и как делать. А обычные дети прониклись и сочувствием, и толерантностью, смогли посмотреть на тех, кому повезло меньше по жизни, и, возможно, оценить то, что у них есть. Опять же, это благодаря теплой обстановке и грамотному подходу, а не крикам «мы имеем право!».
Все фото из открытых источников