Доброго времени суток всем.
Сегодня рассказ об одной из поездок серии, которая началась вот здесь.
После очередного занятия по верховой езде мы решили доехать до реки Вятки в том месте, где на ней стоит село Истобенск.
Едем мимо аэропорта Кучаны, мимо Симаковского карьера, где мы уже побывали. Дальше переправляемся через речку Быстрицу и попадаем в посёлок Стрижи. Основная достопримечательность - завод по производству силикатного кирпича, благодаря которому в окрестностях Стрижей появились карьеры - одно из излюбленных мест купания кировчан. Мы тут не задерживаемся, едем дальше, в направлении райцентра - посёлка Оричи.
Деревня Рай находится примерно посередине между посёлками Стрижи и Оричи. На въезде в Рай, кстати, висит объявление, что там охота запрещена. Символично так...
Посёлок Оричи тоже проезжаем транзитом, сегодня он не является целью нашего путешествия. Заехали только в продовольственный магазин за продуктами для пикника.
По мере удаления от областного центра качество асфальтового покрытия становится все печальнее.
В Истобенске мы сначала направились к реке. Там чудесный огромный пляж, но дорога к нему проходит по полю. И двигаясь туда, я нашёл на в общем-то сухой просёлочной дороге грязь после недавних дождей. (Обратно был уже аккуратнее, проехали посуху)
А вот и обещанный пляж.
А сейчас немного истории.
Дата основания села 1379 год - это не дата основания как таковая, это (как и у всех старинных русских городов и сёл) найденное в летописях первое упоминание об этом населенном пункте. При таком раскладе наиболее древними становятся те города и села, в которых жили более грамотные люди. Там где были летописцы, которым было не лень описывать рядовые будни существования родного города или села. Ну и так далее... С точки зрения официальной истории не написано - значит не было.
Это было лирическое отступление, а мы возвращаемся в 1379 год.
Сначала необходимо отметить, что первые русские люди (опять же согласно летописей) основали первые поселения на реке Вятке в 1374 году. Это были города Котельнич, Никулицын и Вятка (или Хлынов). Чуть позже между Котельничем и Вяткой появился город Орлов. А уже в 1379 году аккурат посередине между Котельничем и Орловым, только на противоположном берегу реки Вятки, упоминается Истобенск.
И упоминание это вот какого рода. В летописи описывается разбойный поход новгородского ушкуйника Рязана на среднюю Вятку в целью пограбить местных аборигенов - вотяков (удмуртов). Заодно под горячую разбойничью руку попали и русские поселения в этих краях. Вятским людям такие поступки пришлых людей не понравились. Было собрано войско для восстановления справедливости.
Разбойники, захватив большую добычу, остановились на зимовку до весенней распутицы в прибрежных деревнях Истобенской округи. С весенним вскрытием рек Вятки и Моломы ото льда рязановцы хотели уйти с награбленным добром на родину.
Вятские ратники зимой 1379 года пришли на Истобенское побережье, напали на рязановцев, наголову разбили их, а самого атамана захватили в плен и, как говорят летописи, предали мучительной смертной казни.
Из книги Сергея Гавриловича Вахонина "Истоки", 1996 год.
Вторая большая битва произошла в этих краях в одну из Московско-Новгородских войн в 1417 году. Битва была непонятная, но кровопролитная. Битва между устюжанами и вятчанами. Параллельно в Вятке произошла вторая такая. Некоторые исследователи считают, что это были походы устюжан с целью усмирить отдельных вятских воевод. Закончилось все большой кровью с обеих сторон. А ведь формально Вятка и Великий Устюг в те времена были союзниками. Причем союзниками Москвы против Новгорода. Только времена были непростые.
В ознаменование этих битв поставлены часовни в Вятке и Истобенске. Поминают жертв праздником "Вятская свистунья".
Каменная часовня в Истобенске возведена в 1855 году, до этого была деревянная 1702 года постройки. Ещё раньше были несколько деревянных часовен.
Колоритной доминантой села высится построенный в стиле Вятское барокко Никольский храм. Глядя на храм, понимаешь масштаб значимости населенного пункта, где такое построили. Дата строительства 1768 год.
Храм дважды дорабатывался вятскими архитекторами Росляковым и Чарушиным. В 1930-е был закрыт. В храме функционировала ткацкая фабрика, потом сельхозмастерская. В 1970-е, на второй волне борьбы с религией храм подвергся новым разрушениям.
В настоящее время идут восстановительные работы хозспособом под руководством настоятеля Троицкой церкви.
Наблюдая состояние подобных сооружений в нашей стране, изучая их историю и историю человечества вообще, я всегда поражаюсь, ПОЧЕМУ?
Почему люди всегда обязательно ломают то, что не соответствует их убеждениям. Ведь все эти храмы - это просто здания. Зачем их портить? Ведь они же банально красивые. Не нужна церковь - сделайте там школу. Нет! Нужно либо снести до основания, либо унизить, оскорбить. Пробивают проем в стене и делают гараж для тракторов или склад удобрений.
Это не большевики придумали. Это общечеловеческая история.
Огромное количество античных храмов было утрачено только потому что христиане устанавливали в Европе свою религию. И при этом громили и жгли храмы Олимпийских богов, каждый из которых являлся произведением искусства.
Я считаю, это трусость.
Если ты уверен в своих убеждениях, отстаивай их, а не тупо ломай и оскорбляй все, что им не соответствует. Причем не соответствует молча. Просто потому что стоит. Эти здания ни с кем не спорили и ничего не доказывали. Они молча стояли, и многие стоят до сих пор.
Сегодня село знаменито своим... хрустящим солёным огурцом. Истобенской огурец - это бренд. Приезжайте на праздник огурца в Истобенск и попробуйте сами.
А 50-100 лет назад писали, что в Истобенске сформировалась своя особенная порода коров, и процветало молочное производство. Времена меняются.
------
На обратном пути мы заехали в Спасскую церковь села Спас-Талица.
Спасибо, что читаете.
Подпишитесь, будет интересно.