В детстве вопросов не возникало. Нищих было мало. И храмов тоже. Если кто-то стоял с протянутой рукой, не задумываясь выгребала всю мелочь из кармана. Так учили. Людям нужно помогать, если они в беде оказались.
В 90-е на этом много раз обожигалась. Стала смотреть, действительно ли помощь нужна, или это вид заработка такой. Если булку хлеба покупаешь, а он её в мусорку, как только уходишь, значит не такой уж и нищий. Но много людей тогда действительно бедствовало.
Сейчас
Сейчас, когда вижу людей, просящих подаяния у храма, я часто бываю в недоумении.
Вот женщина цыганистого вида, явно не бедствует. Профессиональная попрошайка, зарабатывающая больше меня?
Мужичок с костылём. А нужен ли ему костыль? Может просто реквизит для работы? Я не раз видела, как костыль забрасывают на плечо и уходят бодрой походкой, набрав достаточно денег.
Вот мужичок с лицом, опухшим от пьянства. Собирает на опохмел?
Кто-то скажет, как в писании: - Не судите, да не судимы будете.
А я и не сужу. Просто думаю, что подать деньги обманщику профессионально зарабатывающему на сострадании, значит укрепить его в намерении обманывать дальше. Посмотрите, сколько сейчас их, зарабатывающих на обмане! И в реале, и в интернете это стало нормой жизни.
Подать тому, кто собирает на опохмел, значит помочь ему оставаться в этой зависимости и быстрей уйти из жизни.
А может милосерднее не подавать таким, а отправлять на лечение и трудотерапию, как раньше?
А тех, кто профессионально нищенствует, привлекать за тунеядство? Как раньше.
Подавать или не подавать
Я решаю , подавать или не подавать, заглянув в глаза просящему. Боль безвыходного положения сразу видно, не спутаешь. Тогда нужно помочь.
Но если в глазах муть вчерашней попойки - не подаю. Если там лукавство – не подаю.
Не нам судить? Возможно. Но нам решать, поддерживать ли в людях склонность паразитировать на нас. Нам решать, поддерживать ли зависимость от алкоголя и наркотиков. Если я не права, бог мне судья. Но я так считаю.
А как считаете вы? Мне интересно, как этот вопрос решаете вы.