Насчет легкого однодвигательного СУ 75 Checkmate пятого поколения, стало известно, что он рассчитан больше на экспорт. И судя по словам вице-премьера Юрия Борисова, то и разработка данного самолета была заказана некоей страной, которая и является «якорным» заказчиком.
Массовое производство начнется в 2023 году. Судя по тому, что «Шахмат» позиционируется, как сравнительно недорогой самолет, что потребителями его могут стать страны Южной Азии и Африки. Интересная деталь, что сам самолет будет иметь базовую комплектацию, но заказчик на ее основе сможет собрать конфигурацию исходя из целей и задач использования СУ 75. То есть это заранее заложено. Это опять же подчеркивает лишний раз расчёт на экспортируемость.
Его стали сравнивать с F35 Lightning. Но «Сушка» показала, что по ряду показателей превосходит его. Так, например, дальность 2800 км против у того же F35 – 2200 км (у F 35С – 2500 км), скорость СУ-75 – 1.8 маха (2200 км/ч), а у F35 – 1930 км/ч (1.6 маха). Помимо этого, «Сушка» сможет атаковать одновременно до 6-ти целей и гораздо более незаметный для радаров, чем тот же F35. Полезная нагрузка –7.5 тонн. Что для легкого одномоторного весьма неплохо.
Помимо всего этого у СУ 75 есть режим сверх манёвренности и режим радиоэлектронного подавления. Все это будет очень кстати не только при встрече с ПВО, но и с более «серьезным» самолетом противника, для которых обычно легкие истребители отличная цель. Су 75 способен сделать боевой разворот на 50 градусов, чего не может F35. РЛС – бортовая радиолокационная станция гораздо мощнее, что позволяет Checkmate обнаружить противника гораздо раньше, чем F35. А в современном бою, как говорят спецы: кто раньше обнаружил, тот и сбил.
Магомед Толбоев, герой России, генерал-майор так ответил на вопрос, насколько эффективен СУ75 против аналогичных натовских самолетов: «Конечно, наш завалит американца!» Но тут же заметил, что многое сейчас зависит от поддержки с земли и наводки на цель. Лично у меня нет оснований не доверят такому специалисту.
Как сообщили разработчики, что предусматривается и беспилотная схема данного самолета, что может заинтересовать других потенциальных покупателей. А вот цена на наш СУ 75 уже вне конкуренции – на порядок ниже любого самолета подобного класса и составит примерно 25 -30 млн долларов. Уже сейчас планируется выпуск таких самолетов в количестве 300 штук за ближайшие 15 лет. Как заявили в Ростехе, что по подсчетам потребности рынка в таких машинах.