Найти тему
Свадьбы в Москве

Развернувшееся рабочее движение в Европе и США в поддержку Республики Советов во многом заставило империалистов начать сворачива

Развернувшееся рабочее движение в Европе и США в поддержку Республики Советов во многом заставило империалистов начать сворачивать свою интервенционистскую деятельность.

13.1.3. Появление Совета Труда и Обороны (СТО). Ленинская идея первого перспективного плана развития народного хозяйства

Мирная передышка 1920 года сразу же была использована Лениным и Советской властью для борьбы с разрухой, для решения задач восстановления транспорта, ликвидации топливного голода, преодоления продовольственных проблем. На передний план вышли задачи культурного строительства, работы государственного аппарата.

По предложению Ленина Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). Именно в этот период, в первые месяцы 1920 года, им выдвигается идея первого перспективного плана развития народного хозяйства страны – государственного плана электрификации Советской России.

Г.М.Кржижановский, возглавлявший электротехнический отдел ВСНХ, писал, что Ленин требовал, чтобы этот план " надо делать сейчас", чтобы " увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10–20 лет" [497] .

Именно по предложению Владимира Ильича Советское правительство создало Государственную комиссию по электрификации всей России (ГОЭЛРО), которой было поручено разработать план народно-хозяйственного развития России на базе электрификации страны. Председателем комиссии был утвержден Г.М.Кржижановский. Около 200 крупнейших специалистов было привлечено к ее деятельности. Программа работ ГОЭЛРО составлялась на основе указаний и при непосредственном участии Ленина. Он считал главной задачей плана ГОЭЛРО обеспечение экономической самостоятельности и независимости России, создание новой технической базы, крупной машинной индустрии.

К этому следует добавить, что само переименование Совета Рабочей и Крестьянской Обороны свидетельствовало, что уже в 1920 году вышли на передний план созидательные задачи социалистической революции, на сцену Истории выходит его Величество Труд. Знаменитый советский писатель Алексей Толстой, еще будучи белым эмигрантом, уже в 1920 году после бегства с Кавказа в Европу, неожиданно признается: " Когда началась катастрофа на юге, я приготовился к тому, чтобы самому себя утешать, найти в совершающемся хоть каплю хорошего. Но оказалось, и это было для самого себя удивительно, что утешать не только не пришлось, а точно помимо сознания я понял, что совершается грандиозное – Россия становится грозной и сильной. Я сравниваю 1917 год и 1920, и кривая государственной мощи от нуля идет сильно вверх. Конечно, в России сейчас очень не сладко и даже гнусно, мы достаточно вкусно поели, крепко поспали, славно побздели и увидели, к чему это привело. Приходится жить, применяясь к очень непривычной и неудобной обстановке, когда создаются государства, вырастают и формируются народы, когда дремлющая колесница истории вдруг начинает настегивать лошадей, и поди поспевай за ней малой рысью. Но хорошо только одно, что сейчас мы все уже миновали время чистого разрушения (не бессмысленного только в очень высоком плане) и входим в разрушительно-созидательный период истории. Доживем и до созидательного" [498] (выдел. мною, С.А.). Здесь важно само признание писателя, как белоэмигранта, прозвучавшее в 1920 году, когда с Кавказа вынуждены были уйти последние боеспособные части Белой армии, в котором звучит Онтологическая Правда Истории, находящаяся на стороне созидательной мощи Великой Русской Социалистической Революции и ее вождя Владимира Ильича Ленина. А.Толстой, как истинно русский писатель, которого, скорее всего можно причислить к гениальной плеяде классиков русской и советской литературы, обладая прогнозно-пророческим даром, увидел, через призму собственной личной катастрофы, идущую "в гору" эпоху социалистического созидания, нашедшую яркое воплощение в СССР, в советской цивилизации.

13.1.4. Съезд РКП(б)

29 марта – 5 апреля 1920 года состоялся IX съезд РКП(б). Он обсудил отчет ЦК, вопросы хозяйственного строительства, профессионального движения и другие. В Отчетном докладе Владимир Ильич поставил задачи хозяйственного строительства и вопрос о кооперации. Ленин подверг резкой критике антипартийную группу Сапронова, Осинского и других, выступившую против проводимого Советской властью принципа единоначалия на производстве.

IX Съезд партии признал необходимость создания единого хозяйственного плана, и опираясь на ленинские указания, утвердил его основные принципы.

На этом же Съезде было принято постановление об издании Собрания Сочинений В.И.Ленина.

Здесь же произошла первая встреча С.М.Буденного с Лениным. Буденный вспоминал: " Что же мне сказать Ленину, да так, чтобы от всех бойцов? Как приветствовать его?" – робея, лихорадочно соображал я. А Владимир Ильич уже подошел, на ходу окинув нас проницательным взглядом, и, здороваясь, подал мне руку.

– Вот это и есть тот самый Буденный? - быстро спросил он, щуря свои умные глаза и внимательно рассматривая меня.

– Ну, как дела, товарищ Буденный?

Я смутился и, сам того не желая, выпалил:

– Слава богу, Владимир Ильич!

– Это выходит по-русски – хорошо. Это очень хорошо, – проговорил Ильич. – Значит, слава богу, – повторил и рассмеялся звонко и заразительно.

Робость моя как-то пропала, и почувствовал себя легко" [499] .

В Буденном Ленин видел яркий пример, что Красная Армия – подлинно народная армия, что революция выдвинула из народа и талантливых военачальников.

"– Главное, - говорил Ленин С.М.Буденному несколько позднее, в декабре 1920 года, – пришло время, когда и люди из простого народа бьют буржуазных генералов. Пусть это чувствуют империалисты. Вы преподнесли им хороший урок" [500] .

Народ любил Владимира Ильича. Он видел, что все трудности, которые приходится ему переносить, голод, нехватку определенных удобств и т.д., лично на себе испытывает вождь трудового народа. Вот один из красноречивых примеров: " Однажды в Кремль пришел красноармеец и передал для Ленина половину своего каравая хлеба. "Пусть поест, время теперь голодное", – сказал он. Или такой факт . В конце 1918 года на приеме у Владимира Ильича был крестьянин Иванов из Милиновской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Кабинет Ленина показался ему холодным ( Владимир Ильич любил умеренную температуру в комнате). Вернувшись домой, Иванов в докладе на заседании волостного исполкома сказал, что Ленин одобряет политику исполкома, шлет привет и сердечное спасибо. Иванов сообщил, что Ленин работает в плохо отопленной комнате. Милиновский исполком постановил: "…послать т. Ленину вагон дров на средства исполкома, а в случае надобности, поставить железную печь руками своего кузнеца" [501] .

13.2."Великий почин"

Трудящиеся, в большинстве своем, понимали, что они строят свое общество – общество Труда, строят свое советское государство – государство трудящихся.

Именно это понимание легло в основание массового движения бесплатного труда в виде "субботников", первый из которых провели рабочие Московско-Казанской железной дороги. После окончания рабочего дня они бесплатно отремонтировали 4 паровоза, 16 вагонов, а также разгрузили тысячи пудов различного груза, причем производительность труда превысила обычную более чем в два с половиной раза. Могло ли быть такое в любом буржуазном государстве? Нет. Смогли бы поднять рабочий класс на такой свободный бесплатный труд ради своих целей идеологи Белого движения? Нет.

Это было реальным проявлением чувства свободного труда, чувства хозяина своей страны, своего хозяйства со стороны простых трудящихся, осознавших себя хозяевами строящегося ими свободного социалистического государства.

Владимир Ильич Ленин осознал уникальность и историческое значение подобного рода "субботников", которые получили название " коммунистических субботников".

По примеру рабочих Московско-Казанской железной дороги субботники стали проводиться и на других предприятиях и в других городах. Они были ответом рабочего класса на призыв ЦК РКП(б) " взяться за работу по-революционному".

Осмысливая это новое явление в социальном творчестве трудящихся масс, Ленин пишет гениальную работу " Великий почин". В этой работе он охарактеризовал субботники, как событие огромной важности, как "фактическое начало коммунизма".

"Коммунистический субботник железнодорожных рабочих Московско-Казанской дороги есть одна из ячеек нового, социалистического общества, несущего всем народам Земли избавление от ига капитала и от войн" [502] (выдел. мною, С.А.) .