Трудные подростки, и как с ними не бороться, а договариваться
Наверное, в трудовой деятельности каждого учителя был опыт работы с трудным поведением учеников. Впервые встретившись с такими подростками, я испытывала стресс и не знала, как вести себя в подобной ситуации.
Ученики бывали разные. Кто-то отказывался работать и молча занимался своими делами, кто-то отвлекал класс от работы. Но это - типы поведения - забегая вперёд.
С чего всё началось
После окончания университета по специальности "Филология"я пришла работать в общеобразовательную школу, где мне дали часы в 5, 6 и 7 классах. На русский язык отводится от 5 часов в неделю и более. Легко догадаться, что я проводила с классами каждый день. А достались они мне непростые. В каждом классе было 3-4 ученика, нарушающих учебную атмосферу.
Не в обиду учителям некоторых других предметов, но им (по опыту моих коллег) терпеть отклоняющееся поведение учеников легче. Как говорит моя подруга-историк, "я вижу их всего два раза в неделю и переживаю выходки класса легче". Я же, созерцая то, что делают некоторые ученики изо дня в день, бросилась в научную, методическую и иже с ней литературу, чтобы понять, как мне с ними выстроить правильный образовательный путь.
В чём заключается трудное поведение?
Думаю, ёмко и однозначно сказать, что значит трудное поведение, просто невозможно. Сюда можно отнести и нежелание учеников выполнять задания, негатив по отношению к учителю и классу, унижение одноклассников, самовредительство и т. д. Меня больше всего беспокоил категорически отказ от работы. Однажды я прошла занимательный курс(https://teacher.yandex.ru/profile/trudanddeti/) по работе с такими подростками, в котором говорилось о трех реакциях учеников на стресс: "бей" , "беги" , "замри".
- Реакция "бей" подразумевает агрессию, фразы "Сами это делайте", "Я не буду работать у доски".
- Реакция "беги" говорит о желании ученика спрятаться, закрыться от других. Он может убежать из класса, спрятаться в коридоре и прочее.
- Реакция "замри" похожа на предыдущую, но более пассивна. Здесь, в частности, ученик не реагирует на вопросы учителя, молчит, не выполняет задания.
Изучив теорию, немного поняв психологию своих учеников, я задумалась о том, как можно их успокоить, помочь пусть не работать на уровне всего класса, но выполнять минимальные упражнения.
Что делать?
- Итак, первое, что я поняла. Каждый ребёнок индивидуален, даже если его поведение в точности описано в психологической литературе. Его реакция на происходящее тоже индивидуальная. Следовательно подход тоже должен быть особым.
- Второе. Нужно войти в доверие. Как показывает практика, включать строгость и требовательность - плохой вариант. Конечно, тут тоже всё зависит от детей. Некоторые из моих ко всему прочему занимались по адаптированной программе, так как в силу способностей не могли усваивать основную. Однако и задания адаптированной программы многие делать отказывались. Тогда я поняла, что не нужно заставлять ребёнка делать упражнение ради упражнения. Да, у меня есть план, программа. Но ведь и дети непростые. Я дала им право выбора. Если ученик включал реакцию "бей", говоря, что выполнять упражнение он не будет, я спрашивала, что в данном упражнении ему не нравится? Может быть, тебе неинтересен именно этот текст? Можем найти другой. А может, мы вместе придумаем свой текст на любую тему? Задав писать сочинение о летних каникулах, я могла поменять тему для ученика. Не хочешь писать о каникулах? Напиши про любимый вид спорта, ты же любишь футбол! Я пыталась показать, что хочу найти общий язык, а не наказать за невыполнение упражнений. В конце концов мне важен не только готовый результат - написанная работа, но и процесс, способность ученика включиться в работу, понять, как составить текст и т.д.
- Я предлагала индивидуальную работу. Какую бы реакцию ни включал ученик, искреннее желание учителя выделить его, сделать что-то для него, очень располагает. В 5 классе на уроке литературы один ученик отказывался выполнять тесты, отвечать на вопросы, выполнять письменные задания с развёрнутым ответом. Тогда я составила для него литературный кроссворд, включающий вопросы, которые были у всех остальных ребят в привычных заданиях. Всё то же самое, но в форме игры, которую мог воспринимать этот ученик. Метод оказался действенным, и каждый урок литературы ребёнок встречал меня словами: "А вы сделали сегодня что-нибудь для МЕНЯ"?
Такие приёмы очень помогли мне и в первый год работы, и в последующие годы. Конечно, я не могу говорить, что они подошли бы для работы с любыми подростками, однако мне удалось хотя бы чуточку приблизиться к своим ребятам, найти с ними общий язык и дать определённый объем знаний.
Сил и терпения всем учителям!