Корю себя за косность, негибкость и лень - начала читать роман "Щегол", принесший его автору, американке Донне Тартт, Пулитцеровскую премию в области литературы за 2014 год, только вчера. Не люблю ничего модного, навязанного рекламой, живу вне времени - что-то внутри меня отторгает всю эту шумиху, но мои юнные коллеги с таким блеском в глазах и воодушевлением обсуждают эпизоды романа, что я не удержалась...
И понеслось... К добру, или к худу, но - читала до двух ночи, держусь только на кофе и мечтаю об одном - улучить минутку и опять с головой окунуться в повествование. Вчера я остановилась на самом интересном месте (судя по всему, здесь все места такие), когда герой с красивой и, по-видимому, много повидавшей на свете мамой, несутся в грязном такси, управляемом иммигрантом в тюрбане, по затопленному ливнем и канализацией (простите за натурализм), Нью-Йорку в школу, где предстоит ужасная разборка, и могут выгнать. События затягивают водоворотом. Вы точно не оторвётесь. Так что, если Вы устали от своей собственной реальности и хотите испытать
эффект полного погружения,
как в детстве,
Вам точно подойдёт эта книга. Мне остаётся только надеяться, что у Вас в руках окажется именно книга, а не samsung galaxy, как портал в мир странной и закрытой Донны Тартт, дамы в возрасте пятидесяти восьми, с внешностью, к которой надо привыкнуть, чтобы смириться и полюбить. Привыкнуть к длинным, тонким, "как у ибиса", ногам (внешность мамы главного героя романа "Щегол" Донна, очевидно, писала с себя), смириться с её шнурованными ботинками, брюками в обтяжку и жакетами, которые ей то малы, то велики, но никогда впору.
Здесь она гораздо моложе, чем сейчас. Но в свои пятьдесят восемь выглядит даже интереснее. Не хочу затруднять Вас самостоятельным поиском и рассматриванием фотографий в яндексе, но поверьте, это занятие захватывающее. Отличные фотографы работают над образом Донны: красят иссиня-вишнёвым губы, далеко заходя за их естественный контур, пытаясь создать не присущую им полноту; заставляют подносить руки в перчатках с леопардовым принтом к высоким скулам и впалым щекам; то есть всеми мыслимыми и немыслимыми способами адаптировать её внешность к средне-статистическим представлениям о прекрасном. But... Трудно огламурить то, что по сути своей неглянцево, а очень и очень серьёзно, строго и вызывающе; то что вылезает из рамок и рам, как птаха из картины-обманки "Щегол" голландского живописца Карела Фабрициуса. Картина и дала имя третьему, выношенному и выпестованному за десять затворнических лет, и пока последнему роману Тартт. Вы, разумеется, помните эту обложку с прорывающейся наружу из книги птицей. Это и есть картина-обманка - вполне устоявшийся искусствоведческий термин для обозначения художественного приёма. В действительности картина называется не "Щегол", а "Маленький водонос", "Het puttertje". Карел Фабриуиус изобразил дрессированную птаху, приученную таскать миниатюрные ведёрки с водой на потеху домашним и гостям. Божье создание пристёгнуто изящной цепочкой к собственной кормушке.
Судьба художника Карела Фабрициуса (1622-1654), лучшего ученика Рембрандта, заслуживает отдельного разговора. Просто посмотрите на его автопортрет. Сильно, не правда ли? А ведь мастеру было всего тридцать два, когда взрыв на пороховом складе оборвал его земное существование.
Перевод романа "Щегол", который читаю я, мне не нравится. Если он сделан не гуглом, то автор или коллектив авторов, явно, не озадачивался точным подбором лексики, проблемой реалий, лакун (не заморачивайтесь, друзья мои, это для филологов). Возможно, я не могу так быстро соскочить с гармоний Бунина и Набокова, на упрощённый лад крепкого профессионала, пытающегося честно выполнить свою работу, или просто придираюсь.
Но читать, непременно, надо. Во всей этой истории с прочтением восьмисотстраничного романа что-то есть.
Мораль? А она есть. В процессе чтения романа мне, например, многого захотелось:
1. прорвать обложку и вдохнуть воздух реальности,
2. отстегнуть цепочку,
3. вырваться в Москву и посмотреть единственную в России работу Фабрициуса "Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии» (1645-47) в ГМИИ им. А. С. Пушкина,
2. созидать неспешно и несуетно как Донна, будто впереди вечность, даже если составлешь КТП (непедагоги, не заморачивайтесь, пожалуйста),
3. купить наконец удобную обувь,
4. сшить летящюю юбку,
5. быть собой.
Уф! Надеюсь, я не утомила Вас, мои дорогие друзья и подписчики. Если так, давайте вдохновляться - дочитывать и перечитывать роман Донны Тартт вместе и обсуждать его в комментариях 🖋🖋🖋