Найти тему
Денис Вырыханов

Производство электрических двигателей

Электрические двигатели малой мощности являются одним из основных элементов множества товаров народного и промышленного применения. В настоящее время в отечественной промышленности нам не известны промышленные предприятия выпускающие миллионы единиц маломощных электродвигателей в течении года. При этом объем продаж, например, только ручного электроинструмента в России в настоящее время достиг порядка 20 млн. единиц в год. Анализ экономического состояния современных акционерных обществ, производящих электрические двигатели, позволяет сделать следующие выводы. 

1. Наиболее массово, в настоящее время выпускаются асинхронные электрические двигатели стандартных типо-размеров, приобретаемые в целях комплектации и ремонта вентиляторного, насосного, кранового оборудования промышленного применения. Данный рынок ограничен существующими объемами эксплуатируемого оборудования в промышленности России (точнее - коэффициентом готовности данного оборудования), амортизационными отчислениями, объемами вводимых в строй новых производств. На данном рынке электрические двигатели являются комплектующими средств труда (станков, систем канализации, подъемно-транспортных механизмов) - что ограничивает долю производимой ими прибавочной стоимости стоимостью электроэнергии и затрат на обслуживание и амортизацию. В отличии, например, от ручного электроинструмента или электроскутеров, в которых основной ценностью сопровождающей работу электродвигателя является качественное/удобное производство отверстий в бетонной стене или способность преодолевать крутые подъемы. Покупатель готов платить больше за конечный, необходимый ему продукт, а производитель, эксплуатирующий электропривод на одном из множества этапов производства, всегда будет стремится экономить. Исходя из этого, в настоящее время наиболее массовый рынок отечественных электродвигателей обеспечивает наименее рентабельный сегмент электроприводных технологий. При этом, выпускает асинхронные электродвигатели требующие значительных затрат при их управлении (ЧРП), не предоставляет покупателям современных возможностей мониторинга и комплексного обслуживания эксплуатируемого парка электроприводов на основе сбора и анализа информации об их фактическом состоянии. 

2. Акционеры, владеющие акциями промышленных предприятий производящих электрические двигатели, достаточно четко разделяются на две категории. Первые, владеющие акциями предприятий, выпускающих продукцию в рамках крупных государственных заказов или в интересах крупных холдингов (РЖД, Росатом и т.п.) с легкостью принимают решения о выплате дивидендов, обеспечивая 70...80 % дохода в год с вложенных (когда то, в том числе в процессе приватизации 90-х годов прошлого века) средств в уставный капитал. При этом не особенно учитывая реальные экономические показатели предприятия, очевидно, надеясь на финансирование в рамках крупного портфеля заказов. Второй группой акционеров являются собственники предприятий, выпускающих относительно меньшие объемы электрических двигателей в более конкурентном секторе заказов от частных производителей, в том числе из стран ближнего зарубежья. Данные акционеры фактически не имеют возможности выплаты дивидендов и нераспределенную прибыль направляют на поддержание и развитие собственного производства. Таким образом, сложившаяся структура владения производственными мощностями, производящими электрические двигатели, не способствует развитию отрасли. 

3. Производство электрических машин является следствием процессов их проектирования. С другой стороны, объем (и качество - получаемое из значительного опыта) проектных работ зависит от объемов реализуемых планов по расширению номенклатуры выпускаемой продукции. В настоящее время интенсивность этих взаимосвязанных процессов находится на очень низком уровне. Следствие этого видны в прекращении деятельности проектных институтов и привлечении зарубежных проектных компаний, использовании САПР зарубежного производства. В отсутствии стандартизированных, централизованно созданных ключевыми ВУЗами, учебных программ обучения студентов-электромехаников, ситуация может только ухудшаться. 

Исходя из сложившейся ситуации в области отечественного электромашиностроения, основным направлением приложения усилий по нашему мнению должно быть в государственной поддержке производителей ручного электроинструмента производящих, в том числе, электродвигатели для комплектации ими собственных изделий, с обеспечением их государственного заказа, налоговыми льготами и доступным кредитованием, в том числе под финансирование НИОКР. Захват отечественного рынка электрифицированного ручного инструмента и вытеснение с него зарубежных брендов должно стать целью властей регионального и федерального уровня, а также сообществ предпринимателей.