Найти тему
Глобальная История

История Древнего Египта в кратком изложении (часть II - от конца Древнего Царства до II Переходного периода)

Закончилось Древнее царство надломом государственного управления. Один из последних царей VI Династии – Пепи II правил более 90 лет, взойдя на престол совсем ребенком. Это абсолютный рекорд по продолжительности правления в истории человечества. Вместе с тем как все больше дряхлел престарелый царь, дряхлело и государство. Вскоре после смерти Пепи эпоха Древнего Царства завершилась, государство пришло в упадок, начались смутные времена.

маленький Пепи II на руках у матери
маленький Пепи II на руках у матери

Тут мы должны ввести важный для понимания специфики истории египетского государства момент – вся его история это смена периодов централизации и децентрализации. И вот на смену централизованному государству приходят разброд и шатания.

В египетских провинциях (называемых номами) усилилась местная власть – местная знать, номархи.

Вообще, территория Древнего Египта издревле делилась на эти самые номы. Некоторые ученые, как мне кажется, справедливо видят в номах бывшие племенные организации, прото-государства, которые по мере своего объединения и образовали плоть единого Египетского государства. Некоторые указывают на специфику религиозных культов в этих номах и выдвигают полицентрическую модель египетской религиозности, где в каждом номе существовало почитание одного центрального божества, а соответственно объединение номов привело к возникновению многочисленного религиозного пантеона. Но проблема многобожия в Древнем Египте будет рассмотрена несколько позже. Число номов колебалось на протяжении почти всей истории Древнего Египта. В силу этого обстоятельства, сводить их к ранее существовавшим прото-государствам не представляется исчерпывающей идеей. Номы играли важную административную роль. Они встраивались в вертикаль власти, возникшую на территории Египта. В номах местная власть осуществляла налоговую политику, способствуя пополнению общегосударственной казны. Традиционно помимо осуществления военной, судебной и налоговой функций, ученые связывают номы с развитием ирригационного строительства. Дело в том, что единой системы ирригации на территории Египта не существовало. Это опровергает знаменитую гидравлическую теорию возникновения государства, за авторством Витфогеля. Египетская ирригационная система выстраивалась снизу, но видимо проведение данных работ было одним из основных дел внутри номов. Сами номы делились на небольшие административные районы – У. Как бы то ни было, важным для нас в данный момент является задача показать, что ко времени окончания Древнего Царства, власть на местах значительно усилилась. Показательным здесь является такой культурный феномен как Тексты Саркофагов. Номовые власти стали стремиться к тому, чтобы обставить свою загробную жизнь и соответственно место упокоения с как можно большей помпой. Номы ориентировались буквально на царский стандарт. И в то время, когда царские погребения становились все менее впечатляющими, погребения номовой знати наоборот приобретали величественный характер. В частности на погребальные сооружения, в том числе саркофаги, наносились религиозные письмена, воззвания и гимны, которыми раньше украшались лишь царские захоронения. В конечном счете все это видимо служит свидетельством оседания значительной части ресурсов и ценностей на номовом уровне – центральная же казна недополучала то, что, казалось бы, ей причиталось.

Папирус с текстом "Речения Ипувера"
Папирус с текстом "Речения Ипувера"

В любом случае, в XXII в. До н.э. разразился кризис. Первый переходный период явление многоплановое и причинно разнообразное. Возможно имел место некий экологический кризис, о котором сказано в одном из самых пронзительных текстов данного периода – «Речении Ипувера» - «Земля повернулась, подобно гончарному кругу». Речь скорее всего идет о сбое в регулярном разливе Нила. Власть на местах перестала слушаться центральную власть в Мемфисе, к чему привела стагнация VI династии при Пепи II. Возможно также имел место некоторый религиозный кризис. Ослабшая царская власть перестала вызывать уважение среди подданных – на царские гробницы совершались настоящие покушения. Драгоценности из них разворовывались, а мумии царей прошлого выкидывались из своих саркофагов. По этой причине и невозможно найти нетронутую царскую гробницу, относящуюся к древним временам. Правление седьмой – десятой династии это печальное время раздробленности государства, внутренней борьбы и отсутствия консолидирующего начала. Как бы то ни было, но период децентрализации не мог длиться вечно. И в какой-то момент – ближе к XXI в. Возникло два основных центра государственного притяжения – Гераклеополь и Фивы. Гераклеопольский Ном, связующий воедино Средний Египет, некоторое время лидировал в гонке по объединению государства, но в конечном счете проиграл, истощив свои силы, Фивам.

Династия, которая смогла обратить вспять центробежные тенденции – это XI династия. Основным ее представителем является Ментухотеп I. Но этой династии не суждено было пожать плоды объединения государства. Она лишь подготовила почву для следующей династии.

Фараон Ментухотеп I
Фараон Ментухотеп I

Ментухотепы запустили процесс централизации, который сумели развить цари XII династии. Аменемхеты и Сенусерты (такие имена носили цари этой фиванской династии) в конечном счете смогли возвести влияние и централизацию на уровень Древнего Царства. Несмотря на то, что династия происходила из Фив, большую часть времени своего правления цари управляли государство либо из осваиваемого Файюмского оазиса, либо из крепости Иттауи, что к югу от Мемфиса. Таким образом «фиванская» тема относительно Среднего царства, является определенным упрощением во взгляде на историю. При царях двенадцатой династии по всему Египту было развернуто грандиозное строительство. Освоение Файюма привело к росту численности населения и богатства Египта. Первые представители династии проводили активную внешнюю политику, отразив возможные удары с севера и вновь включив в сферу египетского влияния Нубию, где было выстроено несколько оборонительных крепостей. Неоднократно снаряжались экспедиции на Синай. Торговые отношения через Копт и Хамамат поддерживались с далекой южной страной Пунт.

Первоначально укрепившаяся центральная власть соседствовала с могуществом номовой знати. Местные власти все также воздвигали себе примечательные погребальные сооружения. Но при этом отсутствовал сепаратизм – центральная власть сумела поставить себя таким образом, чтобы стать выгодной для номов. Сложилась ситуация, в которой и центральная власть была сильной, и номархи стремились к развитию своих собственных владений. Этот властный синтез на центральном и местном уровне привел к тому, что время Среднего Царства стало одним из самых успешных в истории Древнего Египта. Имели место серьезные социальные достижения. На смену активной внешней политике пришло благоденствие и поступательное развитие внутри государства. Особенно здесь выделяется время правления царя Аменемхета III, при котором амбиции номовой знати оказались в значительной мере поубавлены. Египетская армия принесла государству значительные богатства, которые были пущены на развитие государства, возведение зданий и одаривание храмов. Именно при двенадцатой династии постепенно начинает вырисовываться ситуация, при которой происходит возвышение храмовой знати. Значительно возрос престиж культа фиванского бога Амона.

Фараон Сенусерт III
Фараон Сенусерт III

Одной из характерных черт XII династии является забота о сохранении власти внутри правящего рода. Цари данной династии ввели в правило назначать своего наследника своим соправителем, в результате чего смена царей происходила плавно и мягко и не вела к децентрализации. Причина этой политике коренилась в том, что скорее всего первый фараон из двенадцатой династии – Аменемхет I пришел к власти в результате переворота (либо династической борьбы, в том случае если он был родственен царям XI династии). Этот же царь испытал на себе дворцовый заговор и покушение, которые привели его к составлению поучения своему сыну, в котором он наставлял его держаться за свою власть и не доверять окружающим его людям.

Одной из примет Среднего царства стало развитие среднеегипетского (классического) типа письменности. Язык египтян продолжал развиваться, как и его письменное воплощение, и именно в сложившейся письменной традиции было записано множество литературных текстов эпохи, которые сумели дойти до нас.

Да, конечно, строительство в эпоху Среднего Царства не достигло таких монументальных высот как в эпоху Древнего Царства. Но достичь их не удалось уже никому. Пирамиды Двенадцатой династии, были куда скромнее в своих размерах, но отличались основательностью постройки и изяществом.

К сожалению, на смену периоду централизации вновь пришел период упадка и дестабилизации. Династия, достигшая столь многого, потеряла прежнее могущество и на смену ей пришли другие правители, которым было далеко до своих предшественников. Но главной причиной наступления нового печального периода в истории древнеегипетского государства стало не развитие (пусть и негативное) внутри станы, а внешнее обстоятельство. В страну вторглись племена семитов-гиксосов.

В целом, ученые не сомневаются в семитском происхождении пришедших с северо-востока (через Синай) гиксосов. Существуют и определенно модернизированные представления, которые характеризуют гиксосов как…арабов. Но учитывая, что речь идет о втором тысячелетии до н.э. говорить об арабах это безусловная модернизация. Сомнение нет в том, что гиксосы были кочевниками (египтяне называли предводителей этого племени царями-пастухами), пришедшими из района Сирии-палестины (тут некоторые географические сложности). Главным фактором, позволившим гиксосам покорить египтян была лошадь, которой египтяне не знали (их тягловой силой были ослы). В результате, стремительная лавина гиксосов поглотила Египет. Первые цари, наследовавшие двенадцатой династии, еще сохраняли централизацию в государстве, но вскоре началась царская чехарда, сепаратизм и возвышение местной знати. Зачастую царями становились безродные (ну и во всяком случае не царского рода) выскочки, правившие весьма недолгий срок. Пришествие гиксосов довершило ситуацию распада. Гиксосские цари (хотя некоторые ученые считают, что царей как таковых там не было – а была племенная знать – князья) покорили земли Египта и из центра в Аварисе (на территории самого Египта. Их азиатским центром был город Шарухен) наложили дань на египетские номы. Часть гиксосских правителей также встраивается древними списками в летопись царствований в Египте.

Фараон Камос
Фараон Камос

Гиксосы восприняли египетскую культуру. В частности они поклонялись богу Сету, что в дальнейшем послужит его демонизации, как покровителя ненавистных захватчиков-кочевников. Менее развитое племя оказалось довлеющим над более развитой цивилизаций. К концу XVII века вновь происходит усиление фиванского нома, и цари 17-й династии начали борьбу за освобождение государства от иноземного владычества. Возглавил борьбу царь Камос, сумевший поколебать власть гиксосов, но сам погибший в одной из битв. Завершил процесс борьбы его брат – основатель XVIII общеегипетской династии – Яхмос. Он сумел взять Аварис и даже пошел на северо-восток, где осадил Шарухен. Египет стал свободным.

Спасибо за внимание!