Найти тему

О том, почему многие творческие люди не любят математику и как им объяснить главное.

Сегодня ночью у меня случился просто инсайт-инсайтович и сейчас я расскажу то, за что наверное все, пиарящие математику обыкновенными способами люди, меня очень сильно раскритикуют.

Говорю: практически никогда не увлекут творческого человека предложения: 

1.Решать интересные задачи и уравнения.

2.Думать о том, сколько и как можно сэкономить денег.

3.Просто уверовать в красоту, например посмотрев на числа Фибоначчи и поняв смысл золотой пропорции. (P.S. не понять которую сможет только совсем несчастный.)

3.Что-то там рассчитать и построишь что-то на своём участке... А зачем? Нормальный творческий человек, просто заплатит другим, а сам пойдёт заниматься той же музыкой или вокалом, ибо он чётко понимает, от чего запоёт его душа. И это будет искренним, правильным решением.

Музыку и пение человек слышит, а математику.... Увы.

Поэтому к творческому человеку нужно просто подойти и спросить:"Хочешь я научу тебя, трогать блестящую невидимую структуру, в которой вся эйфория от математики и заключается? Это займёт месяца два, не более." И всё, а дальше пусть решает сам, интересно ему это или нет. 

Есть метод, позволяющий очень быстро научить любого человека её "трогать", без решения задач, уравнений и прочего, прочего, на обычных бытовых примерах, подобранных в большом количестве. 

Ведь человек с плохо развитым понятийным мышлением, это человек, просто не натренированный делать смысловые переносы, экстраполяции и в целом подниматься по лестнице абстракций в реальной жизни. Он слышит любое выражение и не понимает, КАК перенести на него иной смысл, затем ещё один, а затем экстраполировать всё это на что-то ещё. А если он не умеет делать этого в реальной жизни, каким таким чудесным образом он вдруг осуществит оное в математике? Его мозг выполняет один или максимум два смысловых перехода, а затем возврашается к тому с чего всё начиналось. Он не понимает как можно запомнить подобное, ведь уверен, что математика это только математика, и не понимает что за одним и тем же символом, как и за одним и тем же выражением в реальной жизни могут стоять абсолютно разные идеи, в зависимости от контекста и ситуации. Так почему не начать с реальной жизни, приведя ему в качестве примеров огромное количество метафор? Почему не придумать большое количество однотипных ситуаций из жизни? Почему не научить челрвека делать многочисленные смысловые переходы в реальном времени, постепенно ускоряя темп, пока не появится почти физическое ощущение некоей структуры?.. 

Иногда мне кажется она такая же как, например, воздух, ощущение от которого не возникают сами по себе, а лишь, при значительном увеличении скорости, а сама эйфория, тогда и только тогда, когда начинаешь лавировать. Но видим ли мы воздух? Нет... Ровно так же, как и эту структуру. При увеличении скорости интеллектуального процесса, так же как и при увеличении скорости полёта чувствуется сопротивление, но когда ловишь воздушный поток своими крыльями он подхватывает и несёт тебя сам. Все логические цепочки складываться с невероятной скоростью и абсолютно без усилий. 

Обучение математике без этого подхода, напоминает мне выбрасывание птенцов из гнезда. Единицы взлетает, но тысячи падают, делая вывод, что их удел - ходьба, тогда когда на самом деле ходьба - удел лишь тех, кто изначально родился без крыльев. Не кажется ли вам, что в образе ходящей птицы, присутствует какая-то особенная несправедливость?  

И так, истина на поверхности и можно легко понять, что именно нужно делать мозгом, чтоб начать чувствовать главное в обход множества негативных триггеров (якорей), навешанных системой образования. 

Иногда мне даже кажется, что иного пути вообще нет и никогда не было. Я много раз пыталась объяснять определённые вещи людям и у всех стабильно портилось настроение. Проанализировала на себе и сразу поняла, когда пошла ассоциация со школой, запускающая целую серию негативных эмоций. И это не стереть несколькими интересными задачами, решёнными в дружественной атмосфере. Гадость стабильно продолжит активироваться во всех местах, где хоть немного пробуксует мозг. Ну не убирается за пару месяцев реакция, подкрепляемая в течении лет 16-и. 

Вот по этой причине, часто далеко не глупые и талантливые творческие люди, по достижению взрослого возраста, уже не могут увлечься математикой и тем более её полюбить. 

А выход один - сразу, не изводя себя, потрогать блестящую невидимую структуру, раз и навсегда определившись нравится тебе она или нет. 

Лично у меня с этого и началось, только я ощутила её сама, во время моих занятий лечебным голоданием по Ю.Николаеву, когда первый раз перешашнула десятидневный рубеж. Все цвета окружающего мира стали гораздо интенсивнее, запахи острее, а чувства глубже и вот тогда то я и почувствовала ЕЁ - прекрасную, родную, непередаваемо красивую и открываюшую десятки новых взаимосвязей между явлениями. 

С этого периода, вся моя жизнь разделилась на "до" и "после". 

Помню, как долго я потом мучалась, пытаясь описать красоту воспринятой структуры словами, затем понимая, что выражаться нужно короче и глубже, а лучше сжимая целые группы смыслов до символов, гармонично взаимодействующих по одним законам, пока наконец не поняла, что это математика... 

Представьте себе финальную сцену цветного кинофильма, которая останавливается, а цвета начинают тускнеть, постепенно делая кадр чёрно-белым, затем уменьшается количество деталей, пока всё это не начинает напоминать рисунок углём, меньше, меньше, меньше и вот люди перетекают в символы одной единственной формулы, идеально передающей смысл всего фильма. Застывший, ясный, чистый. 

И вот именно это и нужно открывать талантливым людям, ибо только от этого будет петь душа и течь слёзы, решаться проблемы и проливаться солнечный свет. Не на бумагу - в жизнь, потому что, математика на самом деле вся здесь, рядом и всегда была здесь... 

#Александра_Королёва

фото автора
фото автора