Что такое парусный швертбот, как он устроен, где у него гик, зачем ему шверт, что такое галсы, чем курс бейдевинд отличается от галфвинда и еще уйма информации обрушились на меня в первый день... На большинство вопросов, пожалуй я и так знал ответы, так как выйти под парусом было давней мечтой, и темой плотно интересовался...
Для начала знакомства с хождением под парусом я выбрал ближайший к дому яхт-клуб и доступную, пожалуй, каждому программу "новичок", где тебе расскажут об основах движения парусного судна и дадут два дня самостоятельно попрактиковаться. Занятия проходят индивидуально.
С чего начинается тренировка?
Занятие на паруснике начинается с правильного комплекта одежды. Как мне сказали - "вы можете промокнуть, нужно иметь запасной комплект одежды". Скажу больше, вы в любом случае промокните, так как невозможно выйти на швертботе и не намочить ног хотя бы по колено. Я же, промок насквозь в обе тренировки. Исходя из этого стоит выбрать и обувь, в которой можно плавать в случае переворота лодки, поэтому заранее купил аквашузы, тренер была в кроксах.
Теоретическая часть.
Теоретическую часть длится пол часа и ее можно разбить на четыре блока.
1. Устройство лодки. Тренер на листке бумаги рисует лодку описывая ее части и снасти, для чего они нужны, на что влияют. Улыбнуло описание гика из ее уст - "палка которая делает бум по голове".
2. Курсы, галсы и повороты. Курсы. Если первый раз слышишь что такое левентик, бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд, то вряд ли запомнишь. Это курсы лодки относительно ветра. В первые занятия эти названия нужны лишь чтобы понимать команды тренера. Повороты. Есть два типа поворотов (смены галсов). Оврештаг - когда нос лодки пересекает встречный ветер. Через фордевинд - поворот когда ветер дует в корму (сзади).
3. Узлы. Тренер учит вязать несколько узлов необходимых для постановки парусного вооружения.
4. Отработка смены галсов на стуле. Тебе дают в руку веревку имитирующую гика-шкот, палку (румпель) и два стула (левый борт и правый борт). - "Руль от себя, смена галса, наклоняешься пряча голову от гика, пересаживаешься на противоположный борт, сохраняя положение лицом к носу, меняешь в руках гика-шкот и румпель. "
Выход в Финский залив.
Закончив с теорией, надеваешь спасжилет, выкатываешь лодку к спуску на воду (слипу), собираешь парусное вооружение. Тренер объясняет и показывает что к чему крепить. Всё, лодка готова, спускаешь ее на воду и идешь, идешь, идешь, метров на 50 до глубины по колено. Финский залив довольно мелкий. Тренер запрыгивает в лодку, просит тебя толкнуть швертбот и как в бобслее запрыгнуть следом. Еще минут 10 дрейфуем до нужной глубины постепенно опуская шверт пока он не перестает цепляться за дно. На воде тренер еще несколько раз показывает как делать повороты, потом меняется с тобой местами. Ты начинаешь управлять лодкой.
Практическая часть.
Первым делом пытаешься поймать ветер, в мои тренировки он был довольно слабый. Поймать ветер так чтобы парус не запаласкивало. Румпелем держишь курс, гика-шкотом управляешь парусом. Учишься менять галсы, перемещаясь в кокпите уклоняешься от гика и путаешься меняя в руках шкот и румпель. После того как начинает получаться, тренер перепрыгивает на лодку сопровождения и ты остаёшься один на один с ветром и морем.
Держишь какое-то время курс, потом решаешь поменять галс, путаешься и переворачиваешь лодку "к верху килем". Ну по крайней мере у меня было так. Обплываешь лодку, надавливаешь на шверт как на рычаг, лодка встает на "ровный киль". Карабкаешься на борт аки тюлень. Оверкиль (переворот) за два дня у меня случался три раза. Дальше как ни в чем не бывало продолжаешь тренироваться. Это не страшно. Тренировка длится полтора часа. Возвращаешься на берег, разбираешь лодку. На второй день, все тоже самое только без теории. Сборка лодки, выход, тренер пересаживается на лодку сопровождения и ты отрабатываешь лавировку по буйкам два часа.
Морским волком, конечно же за два дня не станешь, но понимание как управлять лодкой под парусом однозначно приобретаешь. Остается только научиться видеть свои ошибки на воде, исправлять их, оттачивать умение ходить галсами. Начало хождения под парусом наконец-то положено, осталось дорасти до больших лодок :-)
P.S.
Все удовольствие обошлось мне в 5000 руб за два дня. Плюс, в первый день доплатил 1500 руб. чтобы взять жену и дочь на лодку сопровождения.