Затворник и мистификатор
Спору нет, в умении напустить туману Чарльз дока. Продумывая свой успех в рекламе, как хороший режиссер – спектакль, он не встречался с клиентами и вечно держался в тени. Затворничество креативного директора создавало ореол тайны и выделяло агентство на фоне прочих.
Став коллекционером, Саатчи совсем исчез из поля зрения. Ни один из своих скандальных вернисажей он не посетил. «Я не хожу на чужие премьеры, поэтому решил соблюдать это правило и по отношению к себе», – объяснил он. В реалити-шоу Саатчи имел право решающего голоса при определении победителя, но ни разу не появился на экране. Шоу начиналось с титров и фотографии Саатчи, и ведущий таинственным голосом представлял его как «одну из самых влиятельных и загадочных фигур в мире современного искусства». Имидж могущественного Саатчи шоу поддержало – это ему и было нужно. Держась отшельником, Чарльз скрывался даже от партнеров. Его убеждали, что в наше время нельзя быть успешным и жить замкнуто, но Саатчи стратегии не менял.
«Чарльз Саатчи – эдакий гибрид Говарда Хьюза и Дональда Трампа, – сказал нью-йоркский арт-консультант Нил Мелтцер. – Он хочет делиться искусством с публикой, но не хочет иметь дел с этой публикой».
Сделав из своего затворничества своеобразный перформанс, Саатчи стал творить миф о себе сам: в 2009 году вышла его книга «Меня зовут Саатчи, и я артоголик». Он отказался встречаться с корреспондентом Forbs, если журнал не гарантирует ему обложку. Forbs обиделся и отменил интервью. Реплики из книги тут же расхватали на цитаты все издания. Но немало сообщив об искусстве и бизнесе в книге и интервью газете Guardian, о себе Саатчи не сказал почти ничего. И объяснил это так:
«Одна вещь способна бросить меня в дрожь. Это чтение того, что обо мне написано. Конечно, я довольно изворотлив… но я очень нервный тип. Вот поэтому я и закрываюсь».
И все же его броня была пробита. Как? Ищите женщину…
Саатчи-супруг
Саатчи был женат трижды. «Пока трижды», – подчеркнул он в интервью, но браки свои обсуждать не стал. Обожая в искусстве все новое, он и в любви всегда шел вперед. Его женами были женщины решительные, изысканные, с хорошим вкусом, разделявшие его страсть к искусству. Замужем все они делали вид, что счастливы, после разводов оказывалось, что вовсе нет – Саатчи всегда доминировал и подавлял. Но, несмотря на жизнь в огромной тени столь масштабной личности, жены Саатчи сумели сохранить достоинство, высокую самооценку и независимость суждений. Им было нелегко, но они никогда не были жертвами.
Первая жена, американка Дорис Локхарт Дибли, выпускница Сорбонны, знала несколько языков и разбиралась в винах. Начав как копирайтер, она сделала карьеру в рекламе и стала известной журналисткой в сфере дизайна и искусства.
Саатчи обязан Дорис своей страстью к американскому минимализму. Они вместе собирали коллекцию, прожили 17 лет и расстались без скандала. Детей у пары не было. После развода Дорис была рада свободе говорить то, что думаешь, и открыто заниматься благотворительностью – Саатчи этого не одобрял.
Вторая жена, американка Кай Хартенстайн, работала в рекламном бизнесе. Она курировала более 30 шоу Саатчи, включая выставку «Сенсация». У супругов родилась дочь Фиби. Но через 11 лет пара рассталась. Причиной развода Кай назвала «неразумное поведение» Саатчи, но уточнять не стала. Чарльз тоже промолчал. Кай высказалась, лишь когда вечный затворник стал героем публичного скандала в связи с третьей женой.
Найджела Лоусон, в отличие от мужа, всегда была публичной фигурой. Красавица, телеведущая, журналистка и автор книг по кулинарии – Домашняя Богиня, как прозвали ее после выхода книги «Как быть домашней богиней». «Я знаю, она слишком хороша для меня. Но она это тоже знает и напоминает мне об этом каждый день», – усмехался магнат.
На вопрос, какое произведение искусства у него в спальне, он отвечал: «Найджела». Десять лет, казалось, прошли в мире и согласии. Двое детей Найджелы от первого брака жили с ними. И вдруг летом 2013 года во время ланча на террасе любимого ресторана в лондонском районе Мэйфер на глазах у всех магнат схватил жену за горло и стал душить. Испуганная Найджела, вытирая слезы, пыталась успокоить мужа, даже поцеловала его в щеку. Чарльз ушел, Найджела немного побыла одна и лишь позже вышла к ожидавшему ее в машине мужу. Тут же скандальные снимки попали в прессу, всюду заговорили о домашнем насилии. Общая любимица, «одна из самых красивых и уверенных в себе женщин нации» – и вдруг такое! Чарльз назвал эпизод «шутливой ссорой», дискуссией о детях – дескать, жену за шею он схватил, чтобы «подчеркнуть свою точку зрения»: «Найджела расплакалась, так как мы не любим ссориться, а не потому, что ей было больно. Насилия не было, все выглядит драматичнее, чем есть!» Но Найджела молчала. Взяв детей, она ушла к родителям, и все заметили, что обручальное кольцо она сняла.
Папарацци бросились за информацией ко второй жене, Кай. После развода она уехала в Лос-Анджелес – начать с чистого листа. И замуж больше не рвалась – ценила свободу.
«В конце брака у нас с Чарльзом осталось мало общего. Ему был интереснее картинг, чем общение с женой», – сказала она грустно. Посмотрев пару телепередач, Кай расстроилась: все грязное белье семьи стирали публично. «Я сразу подумала о Фиби, нашей дочери… Ей восемнадцать, а это такой чувствительный возраст. Хорошо, что она сейчас в Америке, далеко от всего этого… Чарльз всегда был властным и очень трудным в общении человеком. Я даже почитать в постели не могла – его это раздражало, приходилось быть в другой комнате. Он был одержим страстями – к одежде, автомобилям и художникам. Женщин в его списке не было. Но я никогда не сталкивалась с физическим насилием с его стороны».
Между тем страсти кипели. Скотланд-Ярд дотошно разбирался, не было ли попытки убийства. Назвав свои семейные отношения садистскими, Найджела все же отрицала физическое насилие. Но нашлись те, кто обвинил ее в намеренном разрушении репутации Саатчи, а домработницы, сестры Грилло, заявили, что Найджела наркоманка. Домашней Богине пришлось признаться в употреблении марихуаны и кокаина. Муж контролировал каждый ее шаг, она жила в страхе наказания, пытаясь наркотиками спастись от «животного нрава» и «жестокой брутальности» Чарльза. Репутация звезды пошатнулась, рейтинг ее шоу упал. В июле 2013 года, когда шумиха улеглась, супруги объявили о разводе. Саатчи заявил прессе:
«Для нас обоих это очень тяжело. Любовь была глубокой, но в последнее время мы отдалились друг от друга… Найджела во мне разочаровалась, да и сам я разочарован, что она не встала на мою защиту публично и не объяснила, что я… не наносил ей физических оскорблений… Я сожалею о ссоре… Еще больше сожалею, что это конец нашего брака. Я желаю Найджеле всего самого лучшего… Мне повезло, что у меня была столь прекрасная жена в течение многих лет».
Через два года в жизни 73-летнего Саатчи появилась возлюбленная – 51- летняя звезда британского телевидения, икона стиля, ведущая шоу «Что не нужно носить» Тринни Вудолл. Молодость ее была бурной, с кокаином и алкоголем, но Тринни до сих пор выглядит шикарно и очень заботится о внешности: «Я колю ботокс с 37 лет… У меня выразительная мимика, лоб шевелится больше, чем губы… Уколами я смогла остановить образование морщин…» Закрутив роман с Саатчи, Тринни устроила распродажу одежды. Всегда худая настолько, что ее прозвали Тощая Тринни, звезда вдруг решила набрать вес. Ведь Саатчи предпочитает округлые формы!
Их заметили все в том же любимом ресторане Саатчи. Обмениваясь нежными взглядами, пара пила вино, и Чарльз целовал руку Тринни. Благодаря короткой стрижке ежиком он помолодел, хотя, как всегда, был в строгом костюме. Саатчи на коне – богат, деятелен, креативен. Но критики отмечают, что его азарт слегка угас. Скандальная галерея – под опекой государства, и можно начать наслаждаться чем-то, кроме искусства.
Понравилось? Подпишись на наш канал! Начало здесь:
- "Человек, который превратил искусство в скандал". Загадочный Чарльз Саатчи
Алла Горбач (с) "Лилит" Фото вверху: Vanity Fair