Продолжение. Начало – см. часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7a, 8, 8a, 9, 10, 11, 11a, 12, 12a, 13, 13a, 14, 14a, 15, 15a, 15b, 15c, 16, 18, 18a, 33, 15d, 34, 34a, 34b
На рассмотрении – увлекательное видео под названием «Пирамида Хеопса. Нам 5000 лет ВРАЛИ!». YouTube, 18.04.2017, длительность 17 минут, 10 миллионов просмотров, 225 тысяч лайков и 21 тысяча «антилайков».
Как и было обещано во 2 части – продолжение контента, отправной точкой которого неожиданно стало вышеуказанное пафосное видео. А также культивируемые такого вида продукцией разнообразные ходульные представления вокруг темы «пирамиды».
Пусть любой из читателей узнает чуть больше из того, что он, возможно, не очень знает или/и предъявит что угодно из того, что противоречит этим непритязательным заметкам. Любой факт, наблюдение, идею, впечатление или умозаключение, с доводом в пользу оного. Тоже попробуем вместе разобраться - или просто проинспектируем, если разбираться там особо не в чем.
Чтобы каждый мог самостоятельно решать для себя, что есть что: на сегодняшнем нашем с вами уровне осведомленности и понимания.
Сугубо личное мнение автора канала «Следы давно минувших дней» помечено как «СДМД» (будете цитировать – указывайте этот источник, чтобы было на кого валить, если что). Мнение и тексты других авторов помечены их именами или никами. Всем или многим известное – как «ex omnia». Сведения из Интернета – как «ex Aranea».
**
Линейка, которая всегда с собой
Почему-таки люди времен Древнего Царства (и позже на этих благословенных Двух Берегах - да и в других древнейших культурах) все линейные размеры в своем быту и в торговле соотносили с удобными наборами костей собственного тела?
Не извлеченными и очищенными в качестве линеек с делениями, конечно же, а как находящиеся всегда под рукой эталоны? Стандарты в практической деятельности важны намного более, чем это кажется с бытовой точки зрения.
А потому, что это было очень удобно. И потому, что размеры этих составляющих тела довольно стабильны у разных людей. «Обычный» («бытовой», «малый», «повседневный» и т.д.) локоть - это расстояние от крайней точки локтевого сустава взрослого человек до кончика среднего пальца открытой ладони.
Еще более стабильный параметр - то, что древние египтяне называли «ладонь». Он, параметр, состоял из 4 одинаковых величин «палец». Это - ширина ладони у оснований [четырех] пальцев: в наши дни это расстояние используется, с небольшим коэффициентом, для маркировки размеров перчаток и варежек.
По какой-то не очень понятной, но, может статься, неслучайной закономерности природной гармонии «маат» обычный локоть явно тяготеет к тому, чтобы состоять из 6 ладоней. Так на древних нильских берегах сложилась простая и надежная система линейных мер:
«палец» («джеба») - приблизительно 18,7 мм,
«ладонь» («шесп») - 4 пальца, т.е. около 74,9 мм,
[обычный] «локоть» - 6 ладоней, т.е. примерно 449,4 мм.
Небольшие вариации последнего из этих эталонов, полученные по обмерам разных артефактов (466 мм, 448,3 мм и др.), можно объяснить бытовой природой этой величины, точность которой невелика, и небольшой ценностью её физических эталонов.
А также тем, что разные исторические периоды, другие физические особенности людей данной субпопуляции, традиции и официальные власти могли вносить некоторые количественные изменения.
Но для чего строителям (и именно строителям) тех времен понадобился совершенно другой, так называемый «царский» локоть? Отчетливо выявляющийся и на диво стабильный строительный модуль, равный не 6, а 7 ладоням? Величина которого в разделенных веками и тысячелетиями древнеегипетских постройках варьируется в пределах от примерно 523 мм до приблизительно 525 мм?
Во внутренних и внешних линейных параметрах самой большой из гизэхских пирамид стабильность этого строительного модуля поистине удивительна. Не стоит хихикать над цифрами после запятой, они получились сугубо арифметически. После огромного множества проведенных первым египтологом Флиндерсом Питри натурных обмеров прекрасно сохранившихся взаимных положений элементов внутренних камер и переходов:
«царский локоть» («мэх»), использовавшийся строителями Хеопса, в наших мерах длины был равен 524,05424 мм плюс-минус 0,1016 миллиметра.
Состоял из 7 ладоней по 74,865 мм, т.е. из 28 пальцев по 18,716 мм.
СДМД: Что-то в этом размере смутно знакомое - из техники и эргономики вообще, из археологических данных и из собственной конструкторской практики.
Где-то что-то подобное постоянно присутствует. ГОСТы и СНиПы, обслуживание промышленного оборудования, панели для «хрущевок», минно-торпедное хозяйство, порядок аварийного спасения, битва в Атлантике – и почему-то еще и табличка размеров одежды в универмаге.
Настойчивая цепочка ассоциаций:
О пользе основ физики и других простейших закономерностей природы
СДМД: Это - очень важное подспорье для любых попыток реконструкции того что происходило на древних строительных площадках. Попыток предметных, детализированных, не только с качественной, но еще и с количественной точек зрения.
Может, это далеко не новость для историков - но до меня дальнейшее дошло (без их помощи – а ну как и они и сами до этого пока еще не додумались) только сейчас.
А именно: почему со времен начала строительства в Древнем Египте архитекторы и строители использовали в качестве непременного линейного модуля именно так называемый «царский» локоть. А не что-то другое. И именно такой длины.
Получилось почти то, что называют «момент истины». Наверное, так было когда-то у Ф. Питри, когда он понял, как можно определить истинное положение острия давно исчезнувшего камня Бен Бен. И - точные, до миллиметров, размеры Пирамиды, задуманные когда-то Хеопсом и его архитекторами. Точно такое же у него, наверно, было ощущение непосредственного прикосновения к образу мыслей и действиям давно исчезнувших людей
СДМД: Строительный модуль «царский локоть» был принят, раз и навсегда, исходя снова из параметров человеческого тела - но на этот раз не из характерной части руки, а из ширины плеч человека.
Плеч среднего рабочего-строителя, а не исходя из, говоря нынешним языком, размера рубашки кого-то из царей Верхнего и Нижнего Египта. Т.е. не так, как как это было сделано для стандартов на английский дюйм или фут по соответствующим меркам частей тушки кого-то из английских королей, не помню, которого именно.
И исходя из особенного, священного для египтян числа «7» в количестве ладоней «шесп» в этом крайне важном в жизни и на диво соразмерном людям эталоне линейного размера. Подсказанном не иначе, как самой Маат, богиней истины и гармонии мироустройства.
О еще большей пользе негуманиторного взгляда на гуманитарные исторические штудии.
Несколько раз я довольно долго пребывал в поисках более-менее приемлемых (со всех противоположных точек зрения) размеров пространств и способов применения мускульной силы при работе людей на архаичных строительных площадках. Но по природной тугодумности своей только сейчас сподобился сообразить, какой ширины должна была быть полоса работы одной отдельно взятой транспортной команды с одним блоком.
СДМД: Должна была быть - и была. Это – важнейший параметр для практической работы строителей в их неизбежно стесненных условиях.
И для любых адекватных, с не с потолка взятыми исходными данными, реконструкций действий давно исчезнувших строителей.
В которых учитывается многое из минимально необходимого из физики, биологии, географии, геологии местности, свойств доступных материалов, законов механики, из реальности тех или иных действий и пространственных параметров, и т.д. и т.п.
СДМД: Конечно же, для успешной длительной работы одной группы перемещающих средних размеров блок рабочих необходимы ровно четыре этих самых царских локтя: 4*0,524 м = 2,096 ~ 2,1 метра.
Это и есть точная ширина полосы движения (ширина одной транспортной команды) – оптимальный, постоянно применявшийся габарит на тогдашних строительных площадках. Естественным образом получившийся эталон, происходящий в первую очередь из размеров тела человека и из элементарных требований к удобству и эффективности работы (в наше время это называется «эргономика»).
СДМД: Как всегда в Египте, для основополагающих размеров применяли целое число одинаковых линейных размеров-модулей. Два ц.локтя на транспортируемый объект и по одному цл на обе линии рабочих на их канате (пучке канатов) по обе стороны от объекта.
Подсказки-подтверждения – на каждом шагу, в каждом «низком и тесном», как говорят любопытствующие посетители, коридоре любой пирамиды. Эти проходы строили, исходя из их ширины ровно в два царских локтя.
Если внимательнее присмотреться к сохранившимся деревянным саням-полозьям из Каирского музея для перетаскивания барки по сухопутью:
СДМД: Номинальная (предполагавшаяся при изготовлении) ширина этого «приспособления из коротких кусков дерева», как на греческом языке утверждал знаменитый греческий автор из V до н. э., не «примерно 1 метр», а практически точно 2 царских локтя (1,048 м). Традиционное, хорошо опробированное на практике оптимальное расстояние между двумя канатами (двумя пучками канатов по обе стороны груза на добротно-устойчивой платформе). То есть между двумя линиями людей в одной транспортной команде.
Знакомьтесь: эталон оптимума, выполненный в камне
СДМД: Самое наглядное, в контексте стандартных геометрических размеров транспортных команд строителей - это общая ширина прохода в Большой Галерее пирамиды Хеопса.
ex omnia: Если кто не верит моим исходящим из совершенно других, эргономических, соображений выводам, пусть сам измерит ширину каменной «траншеи» для комплекта запирающих вход сюда блоков-«пробок» по оси Галереи (ровно 2 царских локтя, 1,048 м). И каждой из двух т.н. «рамп» по обеим сторонам "траншеи": ровно 1 царский локоть (0,524 м) каждая.
Я тоже не сразу уловил связь между размерами сечения этого уникального помещения и тем, чем десятилетиями занимались транспортные рабочие на свежем воздухе. И тоже удивился. В том числе тому, насколько у строителей фараонов всё делалось точно и без повсеместного нашего нынешнего П[ромышленно-]Г[ражданско-]С[троитель]-ного разгильдяйства и приблизительности.
СДМД: Резюме: Минимально необходимый и в то же время достаточный горизонтальный размер свободного пространства для взрослого человека в фас – это и есть царский локоть «мэх».
- - -
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.