Найти в Дзене
Грузинка Нана

Арменизация грузин

Это третья статья и мой перевод монографии Анании Джафаридзе. Турция в Константинополе подчинила "новой армянской патриархии армян,сирийцев,грузин,коптов, грузин из завоеванных из Южной Грузии пленных и из Карс-Арзрума и частично из Тао,абисиниелов"(Г. Горманян,армянская церковь,1926 год).Грузинское население арменизировалось,и это не только с целью прекращения за ними обращения как с врагами,но, и с целью обрести политическую свободу,так как их преследовали и штрафовали.А народный суд был в руках армянской церкви. После взятия Константинополя,турки отменили правление греческого политического государства.Остались только: греческая православная церковь и константинопольский патриархат,который еще имел в стране большое влияние. Османы считали,что нужна была третья сила,которая бы воспрепятствовалась бы ей,внесла бы раскол в права православия и стала бы ему конкурентом. Правительство Султана Мехмеда Второго такой третьей силой посчитала живших в Турции армян и их григорианскую церковь,кот

Это третья статья и мой перевод монографии Анании Джафаридзе.

Турция в Константинополе подчинила "новой армянской патриархии армян,сирийцев,грузин,коптов, грузин из завоеванных из Южной Грузии пленных и из Карс-Арзрума и частично из Тао,абисиниелов"(Г. Горманян,армянская церковь,1926 год).Грузинское население арменизировалось,и это не только с целью прекращения за ними обращения как с врагами,но, и с целью обрести политическую свободу,так как их преследовали и штрафовали.А народный суд был в руках армянской церкви.

После взятия Константинополя,турки отменили правление греческого политического государства.Остались только: греческая православная церковь и константинопольский патриархат,который еще имел в стране большое влияние. Османы считали,что нужна была третья сила,которая бы воспрепятствовалась бы ей,внесла бы раскол в права православия и стала бы ему конкурентом. Правительство Султана Мехмеда Второго такой третьей силой посчитала живших в Турции армян и их григорианскую церковь,которая экономически считалась окрепшей. Султан посчитал, что проводником и защитником его политики могли бы стать только они-армяне из григорианской церкви ,живущие в Турции,и называемые в то время сектой,которую после назвали Григорианской церковью в 1836 году. Этих армян и в Турции и в Иране считали в привилегированном положении. Так создали второй армянский патриархат в Константинополе. Таким образом,в условиях отсутствия армянского правительства, армяне одновременно владели двумя патриархатами (Эчмиадзин, Константинополь) и двумя католичествами (Сиси и Ахтамары).

Грузией обладали Турция и Иран. В Турции турки стремились арменизировать грузин,а в иранской части (Картли и Кахети) это происходило по принуждению.

1605-1663 года,когда грузинского православного католикоса Евдемоса Диасамидзе персидское правительство скинуло со скалы, а каталикос Доментий был в стамбульской тюрьме. В столице Персии с помощью шахов выстраивали армянские церкви с наилучшими решениями зодчества и красоты,с позолоченными потолками и куполами. В это время Тбилисскую церковь Сиони чуть не переделали в мечеть.

Армянам ,переехавшим в Персию, шах давал разрешение и помогал в строительстве армянских церквей: ходил на их церемониалы,обряды и праздники. А если кто плохо с ними поступал-то наказывал. Абрам Ереванц назвал Султана Ахмеда Третьего заботливым попечителем армян. Надир-шах выпустил для армян ракамы,в четвертом из которых написано:

если какой-нибудь армянский христианин примет мусульманство,то он лишится всего своего наследства.

В то время ,каогда грузин насильно омусульманивали. Так что,если грузины желали оставаться христианами,то они переходили в армянскую церковь.Оттуда в мусульманство по закону пути не было.В этой эпохе Картли и Кахети находились под персидским правлением и входили в Персию. Поэтому здесь армяне были в привилегированном положении.А грузинская церковь преследовалась.

У Эчмиадзиня были земли как в Тавризе так и в Тбилиси. Вместе с землей они покупали и крестьян,которые обрабатывали эти земли. Например в 1715 году каталикос Аствацатур Амаднийский приобрел в Тбилиси несколько семей Хахуташвили,которые долгое время считались рабами Эчмиадзина.Все рабы-христиане ,купленные ,переходили в григорианскую церковь.

Миссионер Амброзий описывал арменизацию грузин, и заметил,что арменизировались целыми селами жители тех мест,откуда покупали армянские богачи земли и людей.В 1640 году он посылает письмо вРим и описывает это:

Персидские армяне "создали торговую компанию Джулфы,связались с италианскими,французскими и прусскими предприятиями;создали свои конторы во всех больших городах Индии и на островах Явы и на Филлипинах.. Благодаря такой политике Турции и Ирана в 17-18 веках армянский капиталл вышел на международную арену.Их видят на Черном ,Эгеосском,Средиземном морях,Атлантическом и Индийском океанах."

Шах-Аббаз кахетинское грузинское население (300 000) переселил в Персию насильственно и омусульманил. В то же время,под его личным руководством строились в Испахан-Джульфе армянские церкви.Персы захватывали грузин и сразу же отсылали в Персию. В то время как григорианская церковь могла выкупать и давать свободу с григорианством. Много грузинских семей рушилось. Отца продавали в одной части Персии, других членов семьи в других частях. От этого можно было укрыться только принятием григорианства.

Турки один за другим закрывали грузинские епископства на юге Грузии. В 1763-1764 годах здесь оставался только один епископ-Гиоргий. Чтобы его не преследовали, он был вынужден оставить православие, и перешел в католичество. Но этим не закончилось.Григориане попросили его посадить в тюрьму,потому ,что он должен был ,по их мнению,перейти в григорианство и подчиняться им.Армянскому патриарху была дана власть от Султана переводить все христианские народы Кавказа в григорианскую церковь. Он просил Ахалцихского пашу арестовать грузинского епископа Гиоргия и для этого передал деньги 1000 пястр. А паша спрятал эти деньги. Армянский патриарх данным правом документально попросил арестовать его.Это касалось грузинского духовенства тоже. Но простые крестьяне сразу принимали григорианство для получения свободы.Армянская церковь считала всю Грузию под своей верой.На это у нее было разрешение.

В 1741 году армянская церковь совершила нападения на католиков Тбилиси и Гори,отобрала имущество и прогнала верующих. Она имела права и от Ирана,Турции. Армянский патриарх напрямую подчинил Ахалцихских католиков патриарху Эчмиадзина. В результате этого,каждый год один вартапет ездил в Ахалцихе за данью.И так армяне натравляли на них османов,когда они этого только хотели.

Евсевий Николадзе -историк грузинской церкви,писал,что против распространения григорианства в Грузии выступали грузинские католики: Николоз Амилахвари(1675-1688гг.),Доментий(1705-1724 гг.),Бесарион(1724-1739гг.),Антон Первый.Но ,в результате они теряли не только все что было,но и жизни,благодаря Ирану и Османской империи. Е.Николадзе пишет:

сначала в Грузии хорошо,тепло и с любовью приняли христианских армян,но они позабыли об этом и стали насильствовать над грузинами и арменизировать грузин в григорианство. Сначала,кто присоединялся к ним ,учили их языку и после отдаляли от грузин. Таким образом, они распространились на восток и начали распространяться все больше и больше. Грузия была с одной стороны объявлена страной со свободной волей выбора религии,с другой стороны она была почти полностью насильственно арменизирована.

Антон католикос не только отрицал,но и написал об этом догмато-политическое эссэ "Мзаметквелеба" ,которое закончено 11марта 1752 году и имеет огромное историческое значение. Направлена книга на защиту православия от арменизации. Когда в 19 веке в Грузии была почти уничтожена правящая православная церковь армянской гегемонией григорианства,российский император в противовес им приказал выпустить и распространить эту книгу. Оказывается,российскому императору посоветовали и вручили эту книгу с мотивом,что эта книга будет служить для укрепления православия в Грузии,которую захватили две религии католичество и григорианство.Прежде было выявлено, описана ли правда в этой книге? И ,удостоверившись,приняли решение опубликовать. До этого это эссэ распространялось среди грузин листовками. Это не прошло незамеченно с григорианской стороны. В 1755 году у него отняли католический трон и выдворили с другим мотивом. Считается ,что это сделано из Эчмиадзина,которое было недовольно французским влиянием на царя Ираклия Второго.

Антон католикос для армянских монофизитов был самым неприемлимым грузином. В 1762 году царь Ираклий Второй вернул Антона католикоса и дал ему в Грузии католический трон. Глава армянской церкви написал царю Ираклию Второму и пригрозил,речь шла об Антоне католикосе.Это письмо было весной 1765 года,а в декабре ,царь Ираклий обнаружил заговор против него со стороны Пааты Батонишвили и прислужников Эчмиадзина. Царь Ираклий Второй вскрыв заговор наказал их,а представителя Эчмиадзина нет.

Антону Первому, после, Россия вручила Владимерскую центральную епархию,дала титул главного епископа(их всего было несколько). После, в 19 веке, напечатали его книгу,которая преграждала пути к католичеству и арменизации. Антона Первого грузины отослали из-за субъективных интересов. Царь Теймураз Второй(наследник Кахетинского царства) боялся его, как единственного наследника Картлийского царства. Поэтому его в чем-то обвинили,а григорианцы были против его книги. Арменизированных грузин называли "скизматик-армяне".

Царь Симон Первый был в хороших отношениях с армянами и вардапетами. Для григорианцев царь Ростом и царица Мариам построили город(в Картли)Ахалкалаки с григорианскими церквами и монастырями. В то время слова "григориане","армяне" и "торговец" имели одинаковое значение.И есть надпись,по которой свидетельствуется ,что царь Ростом и царица Мариам подарили этот город им. Вскоре,григориане заняли большие посты в правлении Тбилиси. Это хорошо описано. Царь Ростом был персидским представителем в Картли. Он поддерживал армян,и преследовал православных грузин. Он задушил грузинского католикоса Эвдемона и сбросил со скалы. Царица Мариам,напротив,хорошо относилась к грузинским христианам и монофизитам.Грузинская церковь старалась возвести Теймураза Первого на царский трон и вытеснить царя Ростома из Грузии.Царь Теймураз из Имеретии боролся с Ростомом, и хотел его победить и присоединить всю восточную Грузию для воссоединения после вытеснения персов. Первые 15 лет правления царя Ростома прошли с боями,восстаниями и заговорами.Многие ему не подчинялись ,а хотели Теймураза,который был примером православия.

В 1642 году был заговор против царя Ростома. По сведениям историка Шах -Абазза Второго именем Мохаммед Тахер,Теймураз договорился с Заалом Эристави-Каракал ханом,Нодаром Цицишвили и Иотамом Амилахвари ,католикосом Эвдемоном Диасамидзе , Гиоргием Гочиашвили и др., чтобы убить Ростома-царя".Но ,этот заговор донес шаху армянский мелик(грузинский григорианец). Это была борьба грузинского православия с врагами. Царь Ростом знал,что против него борется все грузинское православие и ркуоводителем его был католикос. Поэтому он с особой жестокостью наказал его,когда вообще с противниками никогда так строг не был.

В 30-х годах 17 века городская жизнь Картли стала развиваться и увеличивались при царе Ростоме мастерские и торговля. Стали появляться города,и продвинулся среди городов Тбилиси. Это значило,что стало увеличиваться григориансто,так как их представительство больше занималось торговлей и мастерскими.В это григорианство входило большинство грузин.Была тесная связь Эчмиадзина с грузинскими феодалами,представителями торговли и ремесленниками грузинских городов. По сведениям с армянской и грузинской стороны,Эчмиадзин имел во владении села,сады,площади для посева,а в городах-"дуканы"(типа ресторанов) со своими мастерами,рабами и служащими. Влияние Эчмиадзина было до того великим,что ему грузинские православные цари дарили села с рабами. Так,грузинские христиане становились григорианцами. Управляющий Кахетией Теймураз и его внук подарили село Тасмалури с населением, со своими виноградниками и водой Эчмиадзину . Это село было между Кахетией и Кизикией.А в 1657 году царь Ростом подарил Эчмиадзину село Нахидури.Кроме этого дарили все,что могли.В 1678 году в селе Шулавери дети Джаваншира подарили хорошо устроенный виноградник,а в 1664 году гражданин Тбилиси Аслан Бехбуташвили подарил для главной церкви армян три озера в Лечхумском районе с названием Кулбаки.Амбарданяновский Мурадашвили подарил Эчмиадзину купленных в Цхинвали двух мальчиков.

Эта арменизация описывалась и в письме посланном в Рим Патри Амброзием.Кроме этого,там несколько Тбилисских евреев перевели своих служащих в свою веру.И в письме было написано,что многие могут взять и латинскую веру.Кроме этого "григорианизированные" рабочие стремились создавать общества и укреплялись.Чтобы войти в эти общества и объединения ,нужно было быть монофизитом-григорианцем, тогда можно было бы пользоваться привилегиями. М . Тамарашвили на основе сведений архива из Ватикана пишет,что ,было высказано предположении,что после выкупа сел и населения шла арменизация их населения. Несмотря на арменизацию, грузинское население не теряло свой язык,привычки,обычаи даже в другой вере. Они считали себя только в армянской вере,но этнически грузинами.Только,с начала 19 века русские по переписи записали грузинских григорианцев по национальности армянами и католиков с армянскими типиконами(типикон — это богослужебный устав, по которому живет та или иная Поместная Церковь).

Почему арменизировались грузины?Внутренние войны,нашествия лезгинов,мучения мусульман уже были не по силам крестьянам,и они хотели мира.И они переходили в григорианство, как возможность избежать повтора. Трудно было сопоставить грузинскую церковь во мцхете и Эчмиадзин.Да и еще крестьяне в григорианстве получали свободу от рабства и могли повысить свою социальную категорию с крестьянина на торговца.Улучшалось их материальное положение.А еще он, как армянин и торговец, освобождался от военного налога. Кроме этого у григорианцев были созданы торговые корпорации взаимопомощи капиталлом церкви. Они помогали нищим,обучали их детей,обучали продажам,и главное,даже пленные семьи выкупали на свободу и возвращали их на свое место житья. В то время арменин означало не национальность,а статус-прослойку общества между крестьянами и феодалами,их владельцами. Средняя прослойка-торгрвцев,мастеров. Их называли так и имели ввиду, в большей части, грузинов .Это торгово-мастеровая прослойка,в которой мастера также считались торговцами.Они не притеснялись османо-иранцами,а наоборот имели привилегии. Армянство считалось религиозно-экономической организацией. Но свою деятельность в Грузии продолжали на грузинском языке, об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы. Грузинские григориане любили все грузинское:историю,культуру,обычаи.Однако православные грузины не любили григориан,не считали их грузинами,хотя и общались на грузинском языке.Григорияне грузинские не считали себя настоящими армянами,как и настоящие армяне их тоже не считали таковыми. Настоящего главу армянского восстания Давит-бега армяне не считали арменином и называли его грузином. Артем Араратинский,армянский деятель,пишет:

в 1796 году ,оставшийся без денег и еды,Артемий ищет защиты у армянских со-братьев. Нашел одного арменина ,но тот холодно отправляет меня обратно.Потому,что,я не грузинский армянин,а из своей Армении.И со словами,чтобы я обратился к своему попу по месту жительства,чтобы он помог.

Отсюда видно,что настоящий арменин это другое,а грузинский арменин-другое.Национальность грузины не меняли,только веру. Артем пишет и о том,что в Грузии григориане пользуются грузинским языком.

Здешние армяне почти не знают армянский язык,а пользуются грузинским.А кто знал,те были переселившиеся из Армении. Один мхитарист пишет,что в Грузии в 20-х годах 19 века ,не знали григориане армянского языка и говорили на грузинском.

Спасибо за дочитывание!И еще одна статья есть там о фамилиях.Если хотите,я вам напишу. Хотите?