Найти тему

Тамбов. Дом-усадьба Асеевых.

«Цна!» – в воротах моего гаража нарисовался кореш на велосипеде.

«Что цна, дорогой?» – спросил я, удивившись необычному приветствию друга.

«Цна - это название реки, на которой стоит Тамбов. Я нашел там интересные достопримечательности» - Боря прямо светился от радости. Это был «его» маршрут.

Поделившись со мной итогами поиска интересных мест Тамбовской области, особый акцент «соратник» по походам и активный участник путешествий Боря Шайкин сделал на «Доме-усадьбе Асеевых». Решили, что это будет главная цель 3х дневного маршрута, остальное – по обстановке. Дальше всё по схеме – расчет километража, прокладка маршрута, поиск мест для ночевки с палатками. 29 августа рано утром начали движение. И вот она, первая удача – на АГЗС перед Воронежем заправщик, узнав куда мы едем, подсказал короткую дорогу через окружную дорогу, ул.Хользунова, потом ул.45й Стрелковой дивизии, Северный мост и по Остужева. Спасибо тебе, человечище! Высохли бы как кузнечики в Воронежских пробках…

Дорога до Тамбова оказалась отличного качества, путь 347 км. преодолели за 6 часов, с дозаправками и кофе-брейком. Стоянку организовали на берегу Цны, проехав с.Бокино.

Утром свернули лагерь и направились на экскурсию по Тамбову. Легко нашли дом-усадьбу Асеевых.

Шикарное здание начала XX века, выстроенное по проекту архитектора Л. Н. Кекушева в стилистике барокко, классицизма и модерна одновременно, восхитило нас своей фундаментальностью и формами. Воздушный, словно бисквитный, белый дворец плыл в яркой синеве раннего Тамбовского утра.

-2

Оказалось, что у этого здания нет двух одинаковых сторон, как нет симметрии фасадов, в чем суть стиля барокко.

-3

Шикарная массивная деревянная дверь парадного входа с плавными изогнутыми линиями остекления, смещенная относительно центра стены является признаком стиля модерн.

-4

Оригинальными оказались детали внутреннего интерьера - в гардеробной сохранившиеся мебель и стилизованные под головы жуков (символов богатства) крючки для одежды, камин, паркетный пол.

-5

На полу парадного входа лежит немецкая керамическая плитка, сейчас ей порядка 115 лет.

-6

Первый этаж дома предоставил нам возможность любоваться бесконечными росписями потолков (плафонов), аванзал — помещение перед парадным входом в главный зал дома поразил огромной хрустальной люстрой и паркетом, выложенным греческим рисунком «геометрическая бесконечность», символичным для модернистов.

-7

Особенность аванзала – множество арок, заполненных рисунком из металла.

-8
-9

В каждой двери дома установлена своя оригинальная бронзовая ручка. В доме нет ни одной (!)повторяющейся дверной ручки.

-10
-11

Рабочий кабинет М.В.Асеева оказался достаточно просторным помещением, отделанным ценными породами дерева, с остекленным полукруглым выступом и оригинальным потолком, с натянутыми ткаными картинами, подчеркивающими достаток хозяина и его личный вкус в отделке.

-12

Встроенная мебель ручной работы из ценных пород дерева, старинные швейцарские напольные часы, массивный стол, обитый зеленым сукном, лампа с абажуром и художественно оформленной ножкой, массивный сейф…

-13

Казалось, что Дух Михаила Асеева незримо присутствовал здесь, ревностно наблюдая за посетителями. Когда экскурсанты вышли из кабинета, я задержался, чтобы сделать несколько фотографий, и в этот момент часы отбили полдень, символично напомнив красивой мелодией о скоротечности времени и его ценности. Белый зал для приемов поразил всех изобилием лепнины и позолоты на потолке, гигантской массивной люстрой, деталями интерьера и размахом, с которым вообще создавалось здание.

-14

Диванная комната в женской половине дома служила приемной, предваряющей будуар хозяйки дворца – Марии Никаноровны Асеевой, у которой с М.Асеевым было 8 детей. В небольшое пространство проходного помещения органично вписана сохранившаяся встроенная мебель. Украшением диванной является коллекция китайского фарфора XVIII века.

-15
-16

Будуар или малая гостиная, а также бильярдная, каминный зал оказались богато декорированными помещениями, характерными для особняков конца XIX — начала XX века.

Очень интересными элементами декора были бронзовые металлические арки с держателями портьер в оконных проемах, перекликающиеся узором с потолочным оформлением.

-17

Парадная столовая представляет яркий образец авторского дизайна архитектора Льва Кекушева, выполненного в эстетике модерна. В столовой шикарный наборный паркетный пол, дубовые стеновые панели, потолок с неповторяющимися шелковыми шпалерами, удивительная бронзовая люстра в виде распускающихся бутонов и мебель красного дерева.

-18

-19

Если смотреть на сохранившийся балочный потолок сбоку, то можно увидеть, что балки слегка изогнуты, все это основы стиля модерн – никаких прямых и симметричных линий.

Мраморная лестница на второй этаж из белого итальянского мрамора восхитила нас размерами и великолепием форм, со светильником над лестницей и огромным окном являвшимися оригинальными предметами интерьера того времени, потолки имеют росписи с философскими и религиозными мотивами.

-20
-21

Второй этаж здания частично имеет прозрачный сводчатый потолок, имевший в пору создания хрустальные светопреломляющие элементы, освещающие коридор причудливым переливающимся светом.

-22

На стенах фризы с античными группами, а также картуши, в которых должен располагаться герб семьи. Они пусты, их изготовили еще при строительстве дома и оставили пустовать до получения Асеевым дворянского титула. В 1915 году М. В. Асееву и его супруге за благотворительную деятельность императорским указом жаловано потомственное дворянство, но революция 1917 г. разбила планы Асеевых на светскую жизнь.

Михаил Васильевич Асеев родился 1 ноября 1858 г. в селе Рассказово Тамбовского уезда в купеческой семье, получил гимназическое образование в Тамбове, в Москве обучался в университете на медицинском факультете на одном курсе с А. П. Чеховым.

-23

У братьев Асеевых было много производств (сахарные и винокуренные заводы), разбросанных по России и приносящих большой доход. Но особенно братья разбогатели благодаря суконному производству в Тамбовской губернии. Асеевым недолго удалось пожить в своем шикарном доме. В 1906 году дом создан, но в 1917 году начинаются революционные восстания, и вся семья Асеевых уезжает в Белград. После смерти М.Асеева оба его сына, одна из дочерей и жена уезжают жить в Латинскую Америку. Долгое время памятник архитектуры дом Асеевых использовался советской властью как приют для беспризорников, как кардиолечебница, долгие годы находясь без должного ухода. Работы по восстановлению усадьбы, построенной больше века назад, начались лишь в 2009 году, окончившись в 2014м. Но результат нас впечатлил – исключительно интересное внешне, более интересное изнутри здание произвело сильное впечатление как памятник архитектуры и плод трудов многих людей. Сейчас дом Асеевых – жемчужина Тамбова. На территории усадьбы, в парке растет старый черешчатый дуб возрастом 217 лет – памятник живой природы. Прилегающая к парку территория облагорожена комплексом фонтанов наподобие Петергофских, что оригинально дополняет красивое здание усадьбы Асеевых, его парадный вход с дугообразным пандусом-заездом для конных экипажей.

-24

И желтые тамбовские лавочки на фоне ларьков с сувенирной продукцией располагают присесть, отдохнуть, полюбовавшись на красивую набережную реки Цна. Набережная, длиной почти 2,5 км. заслуживает отдельного комплимента. Она двухуровневая, первый уровень непосредственно вблизи берега реки, второй выше на 3 метра. С верхней линии набережной отлично просматривается прицнинский лес с его вековыми хвойными и лиственными деревьями. Есть несколько стационарных фонтанов-одуванчиков на верхнем уровне, интересны фонтаны, расположенные непосредственно на воде. На шарах-балберах закреплены веерные распылители воды и когда прогулочные катерки создают волну, шары качаются и распыл воды получается в виде «павлиньего хвоста» с эффектом радуги. Есть «мост влюблённых», схожий с мостом в Рамони, установлены множество памятников: С.В.Рахманинову, Русскому мужику, памятный знак антибольшевистскому восстанию под руководством Александра Антонова.

Стоящие вдоль набережной Цны, замечательные в архитектурном плане Казанский собор, Спасо-Преображенский кафедральный собор, Покровский собор, Колокольня Питирима Тамбовского ввинчивали в синюю высь свои купола и колоритно наполняли цветом пейзаж.

-25
-26

Обилие фонарей, изогнутых лестниц, террас и смотровых площадок на набережной, фонтаны и цветовые инсталляции в форме бабочек и пчел радовали глаз. Приятнейшим моментом было отсутствие распивающих алкоголь и пиво людей, а также множество спортивного вида молодежи с «умными глазами», как я называл в свое время студентов, читая лекции в университете. Прогулявшись по прилегающим улицам, мы обнаружили настоящий католический костел 1903 года постройки, по своему красивый готикой и витражами. Казалось бы – православный край и вдруг католический храм.

-27

Интересно. Последнее воскресенье месяца там дается концерт органной музыки (!) – мы сделали стойку, размечтавшись попасть на такое событие, но зря – по эпидемситуации концерт был отменен. Фальстарт нас не огорчил – уж больно много хороших впечатлений произвел на нас Тамбов.

-28

В этом городе есть свой шарм, уют и атмосфера, лично мне он лег на душу и скажу честно – в следующий сезон планируем повтор поездки туда. На этом первое знакомство с Тамбовом закончилось. Возвращение домой заняло почти весь следующий день – воскресный Воронеж был до краев переполнен транспортом, жара просто сводила с ума в пробках и обстановка на дороге была не на шутку боевая. Не понимая любителей жить в суете больших городов, мы с удовольствием вернулись домой, в Старый Оскол – полные впечатлений и приятных воспоминаний о достопримечательностях Тамбова.

-29
-30
-31

Рекомендую по возможности посетить этот своеобразный город. Цените Время жизни, уважаемые соотечественники, проводите больше его в путешествиях, познавайте мир, вытаскивая себя из рутины. В мире много интересного и красивого – и оно рядом с вами.

С уважением Константин Новиков.